Русские в Бразилии: поиск земляков и соотечественников на отдыхе и в поездках

Русские в Бразилии: история русской эмиграции и соотечественники в Бразилии

Сколько русских проживает в Бразилии? Как и когда они сюда иммигрировали? Есть ли русские общины в Бразилии? Где они находятся? Библиография по этой теме крайне скудная, и материалов очень мало. Данная статья попытается ответить на эти вопросы.

В целом, принято говорить о 5 волнах русской эмиграции в XX веке. Первая произошла сразу после Социалистической Революции 1917 года, когда русское дворянство и интеллигенция покинули Россию и отправились в самые разные страны, в том числе в Бразилию. Второй волной принято считать эмиграцию сразу после Великой Отечественной войны, когда значительное число людей уехало из Советского Союза по разным причинам. Третья (или Харбинская) эмиграция произошла после 1953 года, когда правительство Китая потребовало выезда иностранцев из страны, в том числе русских из города Харбин, которые там жили со времен строительства Транссибирской железной дороги, а также приехали после Революции 1917 г. Четвертая волна эмиграции пришлась на начало 60-х годов, когда граждане еврейского происхождения уезжали в основном в США, Израиль и Канаду. Пятая волна произошла в 1990-е годы, значительная часть которой была связана с “утечкой мозгов”.

Что касается русской эмиграции в Бразилию, В. Селин выделяет следующие этапы.

В 1906 году часть русских староверов решила оставить страну в целях сохранения своих религиозных традиций и обрядов. В большинстве своем, это были крестьяне из всех концов России, которые, приехав в самые разные штаты Бразилии, заводили свои небольшие фермы и становились малыми аграрными производителями. Например, в штате Мату Гроссу русские эмигранты-староверы обосновались на фазенде Примавера-ду-Лесте (в 236 км от г. Куяба), где живут до сих пор в коллективной системе, сохраняя свою веру, традиции и язык. В 2007 году русские староверы – производители сои из штата Мату-Гроссу посетили некоторые регионы Российской Федерации и рассмотрели возможность начать развивать там свою аграрную деятельность.

Как отмечает Жасинто Заболоцкий в своей книге “Русская иммиграция в штате Рио-Гранде-ду-Сул”, основателями города Кампина дас Миссоэс (штат Рио-Гранде-ду-Сул) были русские иммигранты, приехавшие из России (в основном Сибири), Белоруссии и Украины начиная с 1909 года. По данным Бразильского Института Географии и Статистики (IBGE), до 1912 года в штате Рио-Гранде-ду-Сул проживало 19.525 русских.

В 1918 году произошла вторая волна русской эмиграции в Бразилию, гораздо более многочисленная, чем первая. В большинстве своем это были белые иммигранты, прибывшие из Крыма после 1920 года, хотя контингент русских иммигрантов в Бразилии в целом состоял из представителей самых разных социальных классов: религиозные деятели, студенты военных школ, литераторы, интеллектуалы из самых разнородных областей науки, и, в основном, офицеры и солдаты Белой Армии. Эти иммигранты обосновались в основном в Сан-Паулу и в Рио-де-Жанейро.

Третья волна русской иммиграции в Бразилию произошла в 1926 году благодаря политике штата Сан-Паулу по поощрению иммиграции крестьян для работы на кофейных плантациях.

Четвертая волна иммиграции пришлась на эпоху Великой Отечественной войны и на послевоенное время (1950-1960 гг.): в то время русские иммигранты в Бразилии обосновались в основном в Илья дас Флорес (штат Рио-де-Жанейро), Кампу Лимпу Паулиста (штат Сан-Паулу) и Примавера ду Лесте (штат Мату Гроссу, в 200 км от Куяба).

С 1949 по 1965 год в Бразилию прибыло около 25 тысяч русских иммигрантов, бежавших из Китая в результате Революции 1949 года.

В целом, с 1919 по 1947 год, по данным о русской иммиграции в Бразилию, был зарегистрирован въезд в страну 123.727 русских.

На сегодняшний день в Бразилии проживает около 35 тысяч русских эмигрантов: большинство из них находится в Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Рио-Гранде-ду-Сул, Парана, Федеральном Округе, Гоясе, Мату-Гроссу и Пернамбуку. В Сан-Паулу находятся шесть русских православных церквей, два культурно-благотворительных общества «Надежда» и «Родина», культурное общество русского фольклора «Группа Волга», хор «Мелодия». В Рио-де-Жанейро также существует небольшая русская диаспора: в столице штата действуют русский православный храм имени Св. Мученица Зинаиды (также есть православная церковь в г. Нитерой), ассоциация “Русский дом”, Центр Славянской Культуры, бразильско-русский институт культуры им. М.Ю. Лермонтова. Кроме того, во всей Бразилии и Латинской Америке имеет большую популярность школа балета Большого театра в городе Жоинвилле (штат Санта Катарина), которую можно на сегодняшний день назвать одним из главных источников soft power (“мягкой силы”) России в Бразилии.

Ниже следует небольшой репортаж из передачи “Fantástico” ТВ Глобо о жизни в русских колониях в Montividiu на юге штата Гояс (Центральная Бразилия) и в колонии Санта Круз в Кампус Жерайс (регион Понта Гросса штата Парана):

Последние данные о российских туристах, застрявших из-за пандемии коронавируса за рубежом

Дипломаты сейчас активно решают вопрос с россиянами в Индонезии. Только на острове Бали могут находиться около восьми тысяч наших соотечественников. Обсуждается возможность отправить за людьми чартеры.

Тем временем уже 21 марта утром в порт Генуи должен прибыть лайнер Costa Pacifica, где есть наши граждане. Еще сегодня судно было в Марселе, однако туристам не дали сойти на берег. Ноту во французский МИД направило наше посольство в Париже.

Плыли через полмира, но суши так и не достигли. Более двух тысяч пассажиров круизного лайнера Costa Pacifica не смогли сойти на берег во французском Марселе. К трапам допустили только французов, а остальным пассажирам, в том числе и 35 россиянам и четырем гражданам Белоруссии, пришлось остаться на борту. Несколько часов наши дипломаты пытались договориться с властями, чтобы российским туристам разрешили сойти в Марселе, перелететь в Париж, а уже оттуда «Аэрофлотом» домой.

«Решение французских властей остается неизменным и мотивируется тем, что в этом случае придется разрешать выход на берег и всем остальным пассажирам, которых более двух тысяч. Среди них, насколько мы понимаем, в том числе и граждане Евросоюза. Что на данный момент представляет для них сложность в связи с эпидемиологической обстановкой. Продолжаем работать с французской стороной, пытаясь добиться пересмотра этого решения с тем, чтобы обеспечить выезд наших соотечественников в Россию», — сообщил пресс-секретарь посольства РФ во Франции Сергей Паринов.

Но договориться так и не удалось. Телефонной связи с пассажирами нет, но по электронной почте они только что сообщили Первому каналу, что судно снова вышло в море. Говорят, что оно идет в итальянскую Геную, в порт приписки. А нашим туристам пообещали, что владелец судна отправит их домой за свой счет. Тем временем возвращение наших туристов из Черногории близится к завершению. Сегодня в московский аэропорт Внуково прилетел очередной спецрейс из аэропорта Подгорицы.

Точнее всего эмоции туристов передают слова девушки, которая совсем недавно получила российский паспорт. У нее есть еще один, с тем самым «безвизом», но он оказался бесполезным.

– Я, кстати, вам хотела сказать, что я горжусь, что у меня есть теперь российский паспорт.

– Вы из Черногории?

– Да, но у меня есть украинский паспорт, и Украина ничего не сделала, чтобы нас забрать. А только Россия своих забирает.

За два дня из Черногории было несколько таких рейсов — всего удалось вернуть домой более тысячи наших туристов. Если смотреть видео, которые они снимали на телефон в Черногории, то становится понятно: помощь пришла очень вовремя.

– Здесь все закрыто абсолютно, никого во внутрь не пускают. Мы приехали и нам сказали: «Туалет не работает, ничего не работает». Биотуалет — вокруг чистые поля, иди куда хочешь.

«Спасибо авиакомпании, все было четко организовано, рады оказаться дома. Больше двух человек нельзя в такси ехать — мы с мужем были в разных машинах и стоимость соответствующая», — рассказывает туристка.

Сложности с возвращением на родину сегодня испытывают тысячи россиян — это и туристические группы, и одиночные путешественники.

«Около девяти тысяч человек ждут разрешения вопроса с возвращением домой. Цифра эта приблизительная, потому что новые ограничения водятся очень быстро. Сообщения между городами закрывается, отменяются регулярные рейсы», — сообщила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

В Росавиации создана специальная рабочая группа, которая будет отвечать за эвакуацию россиян на родину. В нее вашли представители МИД России, Ростуризма, определены компании-перевозчики: «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии». Возглавил группу первый заместитель министра транспорта Александр Нерадько.

Наши люди сейчас ждут помощи по всему миру — Аргентина, Перу, Морокко, Филиппины. Вот несколько видеосообщений, которые по просьбе Первого канала они записали на телефоны.

– Мы пробовали менять билеты, но ничего не получается.

– У меня дома двое маленьких детей, я очень волнуюсь.

– Здесь с 18 часов военное положение, как мы будем выбираться — непонятно.

В Ростуризме предупреждают, что от заграничной поездки благоразумнее отказаться, даже если не удается вернуть деньги за путевку. Есть большой риск остаться в чужой стране без возможности поселиться в гостиницу, купить что-то в магазине, вернуться домой. Обстановка в мире меняется каждый день, страны отгораживаются друг от друга.

Иногда власти идут на необъяснимые шаги, как в Эквадоре, где заблокировали машинами взлетную полосу, чтобы не дать приземлиться двум самолетам из Европы, которые прилетели забрать своих граждан домой.

Как видят русских туристов за границей

Что за вашей спиной говорит персонал отелей

  • Главная
  • Блог
  • Как видят русских туристов за границей

Раз в неделю будем отправлять лучшие статьи и советы для охотников за путешествиями!

«Мне в такой отель, где русских поменьше» — такое мы слышим часто. И пытаемся найти места, где наши соотечественники еще не успели испортить себе репутацию. Действительно ли наших туристов не любят на зарубежных курортах, или эта проблема давно изжила себя? Будем объективными и узнаем, что говорят о россиянах на отдыхе служащие отелей.

Турки о русских: нетерпеливые и грубые, зато веселые

Адем, официант

«Я позитивно отношусь к русским туристам, хоть мне и пришлось им выставить бесплатное пиво в виде компенсации за «слишком хитрый взгляд». Даже во время конфликта простой турецкий народ не считал Россию врагом и не относился к русским предвзято. Это веселые люди, которые любят выпить и умеют хорошо отдыхать»

Грубость и резкость – это что-то вроде опознавательного признака русского туриста для турков. Адем говорит, что россияне очень высокомерно держатся с другими, всегда орут на ресепшен, а персонал отеля для них вообще – грязь. По мнению турков, отжигать мы умеем, как никто, а вот с манерами дела обстоят гораздо хуже.

Итальянцы о русских: да у вас там все миллионеры!

Филиппо, бармен

«Надменный взгляд, хмурое выражение лица и никакой улыбки. И почему вам так сложно сказать «grazie» официанту, который приносит в час ночи уже десятую закуску?»

Филиппо из отеля в Римини работает барменом уже 5 лет и русские для него – это щедрые, набитые до отказа деньгами туристы, которые относятся к потраченному с показным безразличием. Филиппо признается, что итальянцам очень нравится этот новый тип богачей. Они знают: когда в отель заселяется компания из России, они обязательно закажут пару бутылок винтажного шампанского и оставят щедрые чаевые.

Читайте также:  Как добраться до Барселоны из Москвы и других городов

Франческа, администратор ночного клуба

«Типичные русские туристы – это высокая худенькая блондинка под ручку с мужчиной с раскрасневшимся лицом. Они любят заказывать вино не дешевле 250 евро за бутылку, и запивают им пиццу. Ну кто так делает?»

Франческа рассказывает, что она любит рассматривать украшения россиянок: крупные серьги, браслеты и кольца, обязательно с большими сверкающими камнями. Она удивляется, как наши туристки умудряются все время так хорошо выглядеть и не уставать от постоянной ходьбы на шпильках. Франческа признается, что завидует красоте русских девушек и их роскошным украшениям, платьям и обуви. «Но почему молодые россиянки даже днем гуляют в вечерних платьях, при полном макияже и на шпильках?»

Туниссцы о русских: обычные туристы, только пьяные

Сафа, уборщица в отеле

«Я раньше знала о русских только то, что они много пьют. Сейчас знаю, что они еще и много едят! А вообще это обычные люди, которые тратят много денег на курорте. Я считаю, что они ничем не отличаются от других отдыхающих»

Сафа работает уборщицей в отеле 5* в Тунисе. По её словам, наши туристы особых хлопот работникам не доставляют. Её единственная претензия – это пропавшая еда в комнатах. На надписи в отеле, что не нужно брать еду в номер, никто не обращает внимания. Другие отдыхающие так не делают, зато русские тащат в свои комнаты все, что не доели в обед.

Испанцы о русских: нетолерантные европейцы

Мартин, повар в отеле

«Русские? Знаю только, что у них большая коммунистическая страна с холодным климатом, которой правит Путин. Наверное, поэтому они такие гомофобы»

Мартин признается, что в своем отеле нечасто сталкивался с русскими туристами. Но однажды он познакомился в баре с компанией друзей из России. Они ему показались довольно интересными и продвинутыми людьми, хотя и много пьющими. И еще гомофобами – когда за соседний столик подсела парочка геев, наши соотечественники быстренько ретировались. Наверное, они решили, что случайно перепутали бар, и побоялись сойти за геев.

Киприоты о русских: у вас невероятной красоты девчонки!

Кемал, аниматор

«Обожаю русских туристок – это знойные красотки, которые любят выставлять все свои прелести напоказ. Знаю, что они всегда западают на иностранцев. А еще они откровенно наслаждаются вниманием, которое к себе привлекают!»

Кемал не заметил грубости или хамства со стороны наших соотечественников. Но он научился с одного взгляда определять русских красоток: они всегда на каблуках, даже если едут на осмотр древних руин.

Элин, горничная

«Почему вы всегда такие грубые? Все 24 часа в сутки и 365 дней в году! А русские мужчины все время важничают, будто боятся показаться простачками, чтобы их не надули»

По словам Элин, с русскими туристами совсем не было бы проблем, если бы они больше улыбались. Чаевые всегда оставляют, в комнатах сильно не мусорят. Еще бы таблички «НЕ БЕСПОКОИТЬ» на дверь не забывали вешать, чтобы уборщицы не нарывались на орущих и матерящихся мужиков в комнате.

Тайцы о русских: хамло – это о человеке, а не национальности

Бэнс, управляющий

«Я знаю два типа русских туристов. Это воспитанные, образованные люди, которые приезжают на отдых со своими семьями, идеальные клиенты. Но есть и второй тип – такие бандитские рожи, которые отрываются в Пхукете наравне с такими же из Австралии и Европы. Некоторые русские откровенно презирают тайцев, другие любят, третьим наплевать, а остальные так напиваются, что забывают, что они в Таиланде».

Что тут скажешь? Суровый советский менталитет накладывает отпечаток. Именно поэтому русских туристов на отдыхе не перепутаешь ни с кем. Мы меньше улыбаемся и больше пьем. Поем песни и отдыхаем на полную катушку, как и любые туристы из других стран. Проблемы «русских туристов» никакой нет — это давно неактуальный стереотип, и отзывы персонала из отелей его только опровергают.

Русские без России: Как живётся нашим соотечественникам за рубежом

Краткое введение в русскую географию

Русские в рассеянии, одна из самых крупных по численности — третья или четвёртая диаспора в современном мире, но точные данные здесь привести достаточно сложно. Нынешние источники оценивают число «русских» за рубежом в 25-40 млн человек, и это целая страна (для сравнения: евреев, с которыми так много шума, всего максимум 16,5 млн).

Однако даже и эти 25-40 млн очень и очень условны. Не совсем понятно, как вести подсчёты. С одной стороны, не всегда в число этих «русских» входят потомки старых семей, которых мы потеряли в начале ХХ века, после революции. С другой, под термин «русский» обычно попадают все выходцы из СССР — и этнические немцы, и те же евреи, и жители среднеазиатских республик, не говоря уже о славянах. Правда, за границей жёстко, куда жёстче, чем здесь, у нас — даже после последних событий — различаются русская и украинская диаспоры, но это уже в известной степени дело политического и исторического выбора.

В итоге вопрос, сколько же этнических русских живёт за пределами России, остаётся открытым (есть очень разные подсчёты — от нескольких сот тысяч человек до 50 млн), и даже признак родного языка не может быть решающим, так как многие потомки первой послереволюционной эмиграции говорят на русском с трудом, но всегда подчёркивают свои русские корни.

В любом случае, мы — самая большая разделённая европейская нация, и трагические последствия этого разделения неизбежно будут сказываться на нашей судьбе на протяжении жизни ещё многих и многих поколений, если само русское имя, как мы верим, надолго сохранится в истории.

Немного истории

Из России, как и из любой другой страны мира — от жителей древнего Египта и античных изгнанников до современных беженцев, — люди время от времени уезжали и уезжают. Первым известным русским эмигрантом можно считать князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву от гнева Иоанна Грозного. Можно вспомнить и беглого дьяка Посольского приказа Григория Котошихина, клеветника и изменника, бесславно закончившего на плахе свою жизнь в Швеции XVII века.

Первым известным русским эмигрантом можно считать князя Андрея Курбского, бежавшего в Литву от гнева Иоанна Грозного. Фото: Russian Look / Globallookpress

В XVIII и XIX веках за границу уходили по преимуществу штундисты (протестанты-сектанты) и старообрядцы. География их путей была обширной — от Османской империи и Ирана до Аргентины.

После Гражданской войны за границей оказалось около двух миллионов человек, это были представители всех сословий, в том числе лучших русских родов и семей.

По итогам Второй мировой от Родины были отлучены ещё несколько миллионов русских (от двух до пяти по разным данным), попавших в число «перемещённых лиц» и очутившихся в силу тех или иных обстоятельств за линией фронта.

С 60-х годов прошлого века на Запад отъезжали принципиальные враги советской власти и евреи.

Но настоящий кошмар начался после 1991 года, когда, помимо людей, отправлявшихся на Запад и на Восток за заработками и в поисках профессиональной самореализации, миллионы русских насильственно оказались отрезаны от России. Став неожиданно для себя заложниками новых независимых государств, они почти повсеместно подвергались правовой и языковой дискриминации, давлению агрессивной националистической среды, а иногда — особенно в начале 1990-х годов в Средней Азии — и прямому физическому насилию.

Но это только одна сторона вопроса. Другая связана с политикой западных стран и всей либерально-космополитической элиты по отношению к выходцам из России. Политика эта с 1991 года и по сей день являет собой верх политического цинизма.

До крушения СССР и окончания Холодной войны западная «четвёртая власть» и официальные представители этих государств на все лады пропагандировали «право на свободу перемещения» и способствовали эмиграции из СССР.

Но в 1991 году ситуация переменилась, как по мановению волшебной палочки злого колдуна. Русские мгновенно оказались в положении обычных просителей у западного порога. И ныне, даже получив вожделенный вид на жительство или гражданство в странах победивших либеральных ценностей, они часто подвергаются дискриминации в повседневной жизни: при устройстве на работу, в семейных отношениях, при контактах с органами власти.

При этом правительство РФ по крайней мере до начала 2010-х годов не только не имело последовательной программы возвращения соотечественников домой, но и не спешило приходить им на помощь даже в отчаянных и критических ситуациях.

Где живут русские?

Русские в рассеянии живут по всему миру, на всех пяти континентах: в Европе и Азии, в Северной и в Южной Америке, в Австралии и даже на юге Африки.

Самая крупная русская диаспора за границами бывшего СССР — в США. Всего выходцев из России в стране около четырёх миллионов, однако сколько из них этнических русских, сказать очень трудно.

Больше полумиллиона русских живёт также в Канаде. Кроме того, в этой стране не менее сильная и влиятельная украинская диаспора, занимающая последовательные антирусские позиции. Антагонизм русских и украинцев особенно усилился после событий 2014 года.

В Западной Европе больше всего выходцев из России в Германии (как минимум около двух миллионов человек). Однако большая их часть — этнические немцы, переселённые по специальной программе «возвращения» начиная с 1990-х годов. Кроме того, больше 200 тысяч переселенцев — это евреи, которых Германия принимает в качестве искупления «вины» за Холокост.

Однако, как бы то ни было, около 560 тыс. граждан ФРГ сохраняют русское гражданство. В Берлине, Мюнхене и других крупных немецких городах процветает «русская жизнь»: интернет-проекты, театры, светские салоны, рестораны и радиостанции.

Фото: Lidia Muhamadeeva / Shutterstock.com

Не менее полнокровная «русская жизнь» сохраняется и во Франции, особенно в Париже, где она ведёт начало от первой и захватывает третью волну эмиграции. Тут тоже множество культурных изданий, центров, театров и других площадок. Важнейшее значение для консолидации русской общины имеет Православная Церковь и православный Свято-Сергиевский богословский институт, основанный митрополитом Евлогием (Георгиевским) в 1930-е годы.

В одном только Париже живёт до полумиллиона людей, так или иначе связанных с Россией. Не все знают, что выходцами из России по происхождению были и известная актриса Марина Влади, и писатель Анри Труайя, и даже поэт и певец Серж Гинзбур. Впрочем, продолжать этот список можно было бы почти бесконечно.

Около 300 000 человек с русскими корнями живёт также в столице Великобритании Лондоне. Но при этом только 32 000 британских граждан указывают Россию как «страну происхождения».

Лондон даже иногда называют «Лондонградом» или «Москвой-на-Темзе».

Однако дискриминация или враждебные действия по отношению к русским в Англии — нередкое явление. Особенно часто русские стали сталкиваться с подобными эпизодами после «дела Скрипалей».

Большая русская община сохраняется и в Финляндии, которая в своё время входила в состав Российской империи. Официально русские считаются третьей этнической группой страны (около 60 тыс человек), однако они часто подвергаются дискриминации в вопросах трудоустройства и в семейной жизни, а известный правозащитник Йохан Бекман, отстаивавший в стране права русских матерей, был недавно осуждён по облыжному обвинению.

Читайте также:  Обязательные документы для регистрации ребенка по месту жительства в 2020 году

Значительнейшим центром эмиграции между мировыми войнами стала Сербия, единственная европейская страна, принявшая армию генерала Врангеля. В Белграде жил сам Врангель, а также политик и писатель, автор знаменитых записок «Дни» Василий Витальевич Шульгин. Здесь Сергеем Сергеевичем Ольденбургом была написана важнейшая для отечественного исторического сознания книга «Царствование императора Николая Второго», разрушающая главные мифы марксистской и либеральной исторической пропаганды.

На сегодняшний день в Восточной Европе самый крупный центр русской диаспоры — чешская столица Прага. Русские составляют четвёртое по численности национальное меньшинство страны — около 35 тысяч граждан. Сама же «русская Прага» гораздо больше и разнообразнее.

Влияние на умонастроение «наших» в этом городе оказывает и штаб-квартира радио «Свобода». В своём роде «русская Прага» стала местом сбора профессиональных «борцов с режимом» и аналогичных персонажей. Но есть и множество вполне аполитичных студентов Пражского университета, издателей литературных журналов и т. п.

В Латинской Америке русские живут в Аргентине, Бразилии, Парагвае, Уругвае, Мексике. По всему континенту компактно и обособленно расселились старообрядцы, переехавшие в дальние края ещё до революции. В Аргентине существует также и несколько казачьих поселений, образованных после эвакуации Белой армии.

Много в Южной Америке и потомков эмигрантов Второй волны, свято блюдущих русские традиции. При этом любопытно, что если в Европе и США большинство выходцев из России живут в крупных городах, прежде всего в столицах, то в Латинской Америке уже больше двух веков существуют процветающие русские сёла, где жители занимаются сельским хозяйством.

Самая большая русская этническая община — в Аргентине (около 300 000 человек).

В Буэнос-Айресе выходит русская газета «Наша страна».

Среди русских аргентинцев было множество замечательных деятелей отечественной культуры, к сожалению, не слишком известных на родине: философ и писатель, автор концепции «народной монархии» Иван Солоневич, историк Борис Башилов, писатель Борис Ширяев и др.

В Китае русская этническая группа является одной из 56 этнических групп, официально признанных КНР. Её представители проживают по преимуществу в Синьцзяне и во Внутренней Монголии.

Разумеется, самой яркой страницей русской истории Китая была столица КВЖД, город Харбин, между двумя мировыми войнами ставший чуть ли не единственным островом сохранившейся естественной русской жизни. К сожалению, в результате китайской революции старых русских семей в Харбине практически не осталось. Впрочем, в годы борьбы с Линь Бяо и Конфуцием у них не было и шанса.

Фото: Shanshan0312 / Shutterstock.com

Однако при этом ныне в КНР живут, учатся и работают несколько десятков тысяч наших соотечественников, в основном молодых и амбициозных выходцев из крупных сибирских городов. Один из них — тридцатилетний уроженец Иркутска Александр Мальцев, уехавший в Китай в 10 лет по программе обмена и сделавший головокружительную карьеру в Alibaba, — сегодня редактирует «Мега-газету», крупнейшее китайское издание на русском языке.

Сироты постсоветского пространства

Особое положение занимают русские, оказавшиеся за пределами родной страны не по своей воле, а в результате распада СССР.

Больше всего русских на Украине (8 млн 334 тыс человек по данным 2001 года). Разумеется, до 1991 года никто из этих людей не полагал себя живущим в отрыве от России. После получения Украиной независимости положение русских, особенно в западных и центральных областях страны, неуклонно ухудшалось.

Наступление украинского языка, сокращение числа русских школ, агрессивная националистическая пропаганда — всё это ощущалось и до 2014 года. События же последнего пятилетия — возвращение Крыма в состав России, образование Донецкой и Луганской республик и гражданская война на востоке страны — обострили эти проблемы до предела.

Русское население Украины живёт в первую очередь под тяжелейшим психологическим и пропагандистским гнётом. Людей постоянно заставляют выбирать между Украиной и Россией, между той или иной версией отечественной истории, истории их родов и семей. В принципе, отторгнуть как можно больше русских от России, разрушить братские отношения русского и украинского народа — такой и была цель политики США и коллективного Запада на украинском направлении на протяжении последних 30 лет. И обманываться нам здесь явно не стоит.

После распада СССР в особо тяжёлом правовом положении оказались русские в Прибалтике (557 тыс. человек в Латвии, 330 тыс. в Эстонии, 177 тыс. в Литве), где местные законы о гражданстве и языке с самого начала носили откровенный дискриминационный характер, а давление оголтелой националистической пропаганды и русофобской риторики не прекращается ни на один день.

На сегодняшний день 28,5% русских в Латвии до сих пор не имеют местного гражданства, в Эстонии эти цифры ещё выше — 21% лиц без гражданства и около 25% граждан РФ. В Литве большинство русских имеют гражданство этой страны — там с самого начала законы были значительно мягче.

Как сформулировал председатель Российской ассоциации политических наук Михаил Ильин, в Эстонии и Латвии проводится националистическая политика в радикальных формах, напоминающих апартеид.

Согласно опросу агентства ЕС по правам человека (2008 год), дискриминацию на расовой или национальной почве в Эстонии ощущали 59% русских, в Латвии — 25%, в Литве — 12%. При этом в Латвии и Литве партии, представляющие интересы русского населения, по крайней мере входят в парламент, а мэром Риги долгие годы был харизматичный политик Нил Ушаков.

Более четырёх миллионов русских продолжает проживать в Казахстане, но и в этой республике, где при Нурсултане Назарбаеве положение наших соотечественников было относительно стабильным, они постоянно подвергаются давлению. Сужение сферы применения русского языка, переход казахской письменности на латиницу, вытеснение русских из органов властей всех уровней, клановый характер структуры казахского общества — всё это неминуемо заставляет русских людей чувствовать себя чужими в казахском государстве.

Давление на русское население Средней Азии, в критические минуты доходившее до прямого физического насилия, привело к массовому исходу русских из стран региона. Если до 1991 года в Узбекистане проживало 1,6 млн наших соотечественников, то, по данным переписи 2015 года, их осталось не больше 650 тыс.

Значительно снизилось и число русских в Киргизии — с одного миллиона в конце 1980-х годов до 364,5 тыс. — в 2015 году. При этом положение русской диаспоры в этой стране значительно лучше, чем у большинства соседей. Русский язык остался государственным, им владеет больше 80% населения. Нет также и дискриминации на рынке труда, а отток русского населения обусловлен в первую очередь социально-экономическими факторами.

В чрезвычайно тяжёлом положении оказались наши соотечественники в Таджикистане, особенно в годы гражданской войны, что и обусловило почти полный их исход из республики. Из 388 тыс. на конец 1980-х годов в настоящее время здесь проживает не больше 35 тыс. русских.

Фото: MehmetO / Shutterstock.com

Остаётся русская диаспора и в Туркмении, одной из самых закрытых на сегодняшний день стран мира (около 120 тыс. человек). Комитет по правам ребёнка ООН отмечал дискриминацию всех национальных меньшинств в стране, особенно русских. Однако русский язык в Туркмении все же изучается во всех школах с первого класса, а в Ашхабаде до сих пор работает школа, выдающая аттестаты российского образца.

Как нам вернуть соотечественников домой?

С 2007 года в России задействована программа по содействию возвращению соотечественников. В 2012 году Владимир Путин сделал её бессрочной.

Однако в сухом остатке итоги работы этой программы оказались почти смехотворны: за десять с лишним лет ей воспользовались лишь несколько десятков тысяч человек, ещё меньше среди них русских.

По сей день русский человек, родившийся за границей, имеющий иностранное гражданство и желающий вернуться в Россию, сталкивается со множеством бюрократических препон, в принципе, тех же самых, что и желающий переехать в Россию южноафриканский фермер, узбек или тем более украинец.

Эта вопиющая ситуация связана прежде всего с тем, что в правовом поле вообще нет понятия «русский», как нет и никакого обоснования преимущественного права русских людей, родившихся за границей, на гражданство РФ. И в этом отношении даже давно необходимые и спасительные законы «об упрощённом получении российского гражданства жителями, постоянно проживающими в отдельных районах Луганской и Донецкой областей Украины», остаются лишь глубоко частным решением.

Сразу хочется спросить, почему все русские люди, оставленные когда-то на пространствах бывшего Союза, не могут так же, в упрощённом порядке, получить русское гражданство?

Россия, несмотря на всю казуистику современных правовых систем, несмотря на все принципы равенства наций и народов, а также общей толерантности, должна оставаться домом для русских вне зависимости от того, где они родились. Хотя бы потому что очень часто другого дома для них нет.

Если мы не станем своими для своих, у нас просто не будет будущего.

Почему мы не любим русских на отдыхе, или Мифы и реальность русского туризма

В серии антропологических заметок туристического инсайдера портала Batenka Александры Карасик о том, почему мы не любим собственных соотечественников, когда приезжаем на отдых. Вся правда о том, как на самом деле к русским относятся за границей (возможно, вы будете удивлены), какие стереотипы о русских оказываются реальностью, а какие — мифами, и на какую нацию мы больше всего похожи своим туристическим поведением.

На днях в отель, в котором я работаю, заехала семья из Москвы. Услышав, что я говорю по-русски, они сначала обрадовались, а потом насторожились и посмотрели на меня подозрительно: “А почему это вы здесь работаете? — спросили они меня. — В этом отеле что, много русских?” Я ответила, что наших соотечественников здесь вообще практически не бывает, так как направление это для русского туриста не очень популярное, точнее даже совсем не популярное. “Слава богу! Всегда теперь будем сюда ездить!”, — обрадовались они.

Я видела такую реакцию очень много раз. Наш брат нашего брата не любит, обвиняет его в необразованности, примитивности и алкоголизме, придумывает анекдоты и передаёт из уст в уста какие-нибудь похабные истории про пьяных русских на курорте. При выборе отеля покупатели очень часто просят отправить их куда угодно, лишь бы без “Тагила и вот этого всего”. Почему-то многим кажется, что наша репутация уже давно подмочена, что за границей нас, конечно же, не уважают, а у любого порядочного иностранца главная (и единственная) ассоциация с Россией — это водка и пляшущие медведи. Когда я говорю, что много работала с нашими туристами, на меня смотрят с сочувствием и спрашивают, насколько туго мне пришлось. Когда же я неожиданно для собеседника отвечаю, что российский клиент обычно далеко не самый капризный, невоспитанный и требовательный, по сравнению с гостями из других стран, сочувствие в глазах оппонента сменяется презрением. Заранее отмечу, что так же предвзято относятся к своим соотечественникам и итальянцы, и шведы, и перуанцы, да почти кто угодно.

  • “Нам плевать, мы итальянцы”: что общего у русских и жителей Апеннинского полуострова(11) 08.09.2016
  • Корейское счастье. “Они ничего не знают о внешнем мире”(4) 08.08.2017
Читайте также:  Снять квартиру в Панаме. Аренда апартаментов посуточно. Цены; бронирование онлайн

Русские клиенты сразу же идут в атаку, ещё до процедуры регистрации в отеле — они заранее уверены, что их надурили, поселили в самый плохой номер, не додали того, что положено, и сейчас заставят за это заплатить в тройном размере. Лучшая защита — это нападение, и турист, только ступив на порог, немедленно заявляет, что номер ужасный и условия невыносимые. Итальянцы часто ведут себя точно так же, руководимые, правда, другой мотивацией — надеждой получить лишний бонус к тому, что они уже приобрели, тогда как наши туристы заранее вступают в борьбу не за лишнюю бесплатную опцию, а за то, что им и так положено, ведомые не жаждой наживы, а недоверием. Времена фальшивых путёвок и липовых туроператоров, как оказывается, ещё не до конца закончились, и клиент, планируя поездку, настраивается не на отдых, а на потенциальную борьбу на поле противника. Многие туристы отказываются от услуг швейцара или от велком-дринка — а то вдруг потом придётся за это всё же заплатить какую-то невыносимую сумму?

Если что-то и правда не соответствует ожиданиям, в бой вступает тяжёлая артиллерия. Если обращение начинается с фразы “Девушка, я в Москве не последний человек”, жди беды — сейчас последуют угрозы, требования и ультиматумы, причём очень часто даже тогда, когда речь идёт о каких-то настолько простых желаниях, что хватило бы и обычной просьбы. Ещё одна фраза-рефрен, которую я слышу от каждого второго туриста с двуглавым орлом на обложке паспорта, — это “Мы объездили весь мир”. Далее следует упоминание святой троицы: Таиланд, Турция, Египет, иногда ещё Тунис, иногда Чехия, а иногда и Испания, если только её не перепутали с Италией, — таким способом клиент пытается подчеркнуть, что он уже опытный путешественник, а значит, облапошить, как новичка, его не удастся. “В общем, мы объездили весь мир, но такого никогда ещё не видели”, — вступительный аккорд к абсолютно любой жалобе или даже обычной просьбе.

У КЛИЕНТА ИЗ РОССИИ ЕСТЬ ДЕНЬГИ. ДАЖЕ ЕСЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ ИХ НЕТ, ОНИ ВСЁ РАВНО ЕСТЬ.

Во-первых, клиент уверен, что его на них обязательно разведут. Если я отвечаю, что какое-нибудь желание гостя, к сожалению, невыполнимо, у нас нет такого сервиса или свободных номеров с желаемым видом, тот смотрит на меня с пониманием и толикой разочарования и спрашивает: “Хорошо, я понял… Сколько?”. Тогда ты начинаешь объяснять всё сначала, что, к сожалению, нет возможности… “Я понял, девушка, — перебьёт раздражённый гость. — Так сколько? Знаете, я в Москве не последний человек, могу нормально заплатить”. Гости считают, что их готовы принимать только с распростёртым кошельком, иначе жди беды: если не оставить монетку на кровати, горничная плохо уберёт номер, если не подсунуть заранее купюру метрдотелю, он посадит за самый непривлекательный столик и так далее.

Во-вторых, российскому туристу важно показать, что он сказочно богат: он может себе позволить самый дорогой продукт и какой-нибудь немыслимый и беспощадно глупый сервис, хотя очевидно, что, если турист оказался в моём отеле, то он, скорее всего, далеко не олигарх. Как-то раз один мой гость захотел съездить погулять на денёк в Монте-Карло и попросил меня вызвать ему такси. Дело было в Риме, я сначала было подумала, что ослышалась, и переспросила, потом уточнила, имеем ли мы в виду одно и то же — о том ли самом Монте-Карло, который в Монако, то есть примерно в семистах километрах от Вечного города, идёт речь. Дело в том, что такси туда будет стоить, примерно как билет на самолёт до Австралии. Клиент посмотрел на меня с презрением, нетерпеливо уточнил, что он не болван и прекрасно знает, где что находится, и попросил меня не тратить время на пустую болтовню. Я позвонила в службу такси и спросила, можно ли вызвать машину до Монте-Карло, на что оператор несколько озадаченно ответил, что теоретически, конечно, такси может доехать по суше до любой точки, которая находится на нашем материке, потом долго рассчитывал цену поездки и наконец озвучил мне цифру в полторы тысячи евро. Впрочем, такси так и не приехало — клиент, услышав стоимость, раздражённо бросил мне, что, пока я трепала языком, у него пропало всякое желание отдыхать, и гордо удалился.

После поездок по главным летним туристическим направлениям, которые не предполагают никаких сложностей с визой, клиент, избалованный лебедями из египетских полотенец и ломящимися от яств турецким столам, всё-таки собирает все необходимые документы на шенгенскую визу, доезжает до консульства желаемой страны, которое может находиться очень далеко от его места жительства, и наконец-то приезжает, например, в Италию, где термин олл-инклюзив или вообще не существует, или означает совсем не то, что в привычных ему странах. Здесь гостю подают недоваренные макароны, недожаренный бифштекс, не потчуют борщом и селёдкой под шубой и недоливают кофе. Обман сквозит во всём — официанты и бармены делают вид, что не понимают русского языка, и требуют денег за мороженое и напитки, которые в Тунисе давали бесплатно, а на дискотеках не ставят песни певицы Натали.

Одна моя туристка переживала, что её подругу могут не пустить на пляж или в ресторан одну, раз они живут в одном номере, тем более что та не говорит по-английски. Я успокоила её, что никаких проблем с этим возникнуть не может, им необязательно ходить всегда вместе. Туристка смерила меня строгим взглядом и неожиданно заявила: “Мы и не собираемся ходить всегда вместе. Не знаю, как давно вы не живёте в России, но у нас строем уже давно никто не ходит, мы живём в свободной стране”.

Россияне, застрявшие в других странах, рассказали о трудностях с возвращением домой. А в Сети нашли виноватых

Россияне, застрявшие в разных частях мира, в соцсетях рассказывают неподдельные истории о тяжёлых ситуациях. Оказалось, жаловаться можно даже на пляже в Панаме, а главным противником несвоевременных путешествий вообще может стать собственное посольство или консульство, которое советует занять денег у друзей. Казалось бы, причём здесь «Аэрофлот».

Пандемия коронавируса продолжает идти по миру и доставлять Homo sapiens проблемы: только в период с 18 по 19 марта количество заражённых выросло на 20 тысяч человек, а в четверг от COVID-19 погибла 79-летняя россиянка. И пока жители РФ переходят на карантин, есть и те, кто по неудачному стечению обстоятельств остался за рубежом, а в Россию на время закрытия границ летает только «Аэрофлот».

Историями неудачных попыток улететь из чужого края к «родной берёзке» отрезанные от Родины россияне в основном делятся в соцсетях. К примеру, москвич Антон Глембо вместе с супругой оказался в более чем 10 тысячах километров от дома — в Панаме. Их начальный вариант улететь, рейс через Мадрид, отменили из-за ввода ограничений на прилёты-отлёты из Евросоюза, а единственный возможный способ — возвращение через Кубу за 160 тысяч рублей (2000$).

В воскресенье в 21:55 по местному времени (GMT -5) мы должны были вылететь из Панамы в Мадрид рейсом авиакомпании Air Europa UX020. За 48 часов до вылета я зашёл на сайт, чтобы зачекиниться. Сайт упорно не желал видеть бронирование, а статус рейса обещал показать в 13 часов субботы (по GMT +1). В 13 плюс один час по Гринвичу в субботу сайт, естественно, ничего не показал. В итоге жена зашла на чекмайтрип (CheckMyTrip) и обнаружила, что рейс отменён.

В консульстве на вопрос «Что нам сейчас делать?» путешественникам ответили, что организованные рейс для россиян пока не планируются. Поэтому семейство Глембо, скорее всего, останется в Панаме до середины апреля — тогда, предварительно, откроют авиасообщение с Испанией.

Подведём итоги. Мы пока в Панаме, здесь в среднем +35 днём, еда в магазинах есть, паники нет, карантин есть, санитайзеров и туалетной бумаги нет, море далеко, завидовать не надо. Мы тем временем ищем варианты покинуть Панаму другими путями. В условиях постоянно нарастающих ограничений на перемещения между странами это сложно. Но русских, рвущихся к родным берёзкам, не остановить.

В комментарии к посту молодого человека пришла официальный представитель Министерства иностранных дел Мария Захарова. Дипломат посоветовала всем, кто оказался отрезан от РФ, просто купить хотя бы какие-нибудь билеты обратно.

И россияне столкнулись с проблемами при взаимодействии с посольствами и возвращению домой не только в Центральной Америке, но и других частях света. Как пишет сотрудница журнала «Казань» Наиля Хайретдинова, в Марокко вообще застряло 400 россиян. А обращение группы отечественных туристов к Андю Цыбенко, генеральному консулу РФ в африканской стране, ничем хорошим не закончилось.

Поскольку стало понятно, что судьба наша не ясна, мы решили попросить встречи с российским консулом в Касабланке. Предварительно написали письмо, в котором доходчиво разъяснили, что в нашей группе нет олигархов и денежные средства были рассчитаны ровно на время пребывания в туре. Генеральный консул РФ в Касабланке Андрей Витальевич Цыбенко сначала прочитал наше обращение и минут через 30 вышел с нами встретиться. Говорил он недолго и по сути ничем не порадовал. «Рейсов нет, вопрос решается, надо надеяться на хорошее, но готовиться к худшему».

В твиттере также рассказали, что посольство РФ на Филиппинах предложили соотечественникам, застрявшим там, универсальный способ дождаться открытия границ.

Челябинцы застряли на Филиппинах. Они хотят вернуться домой, и на это местные власти дали всего 72 часа. Но время истекает, авиарейсы отменены, и люди вынуждены ночевать прямо в аэропорту. https://t.co/28e2MARGHS pic.twitter.com/U04BfuvCqD

Иностранный агент

МИД РФ тем временем выпускает заявление министра Лаврова, который на чрезвычайном совещании призвал оказать содействие «в решении логистических вопросов росгражданам, желающим вернуться на Родину». Однако люди продолжают жаловаться на пребывание вне отчизны. В немилость попали даже ОАЭ, где находится много россиян.

грустный всегда

грустный всегда

И на Шри-Ланке также много граждан РФ.

мы все умрём

И многие видят причину не только в коронавирусе, но и в отечественном авиаперевозчике «Аэрофлот», который, как считают пользователи, искусственно завышает цены из-за временной монополии на перелёты в Россию.

Рената Ямбаева

Alina Mikheeva

УткоБэтмэн

Кто-то оказался в числе невозвращенцев из-за работы, которую никак не совершить удалённо. К примеру, дальнобойщики.

Людмила Журавлева

Ну а кому-то и так хорошо.

Чапаев

Первыми из-за эпидемии коронавируса полноценно застряли пассажиры и персонал круизного лайнера Diamond Princess. Люди в твиттере массово жаловались на заточение и выдвигали простые требования: они хотели пива и домой.

В некоторых случаях можно застрять не в стране со средней температурой +35 и даже не на огромном судне, которое приспособлено под нужды людей. Так, молодые люди из США спустились в заброшенную шахту за медью, но вместо металла чуть не нашли там собственную (сюрприз) смерть. Их спасли только смекалка и удача.

Добавить комментарий