ФЗ о беженцах: закон №4528-1 в РФ, как стать беженцем в 2020 году

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
“О беженцах”

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 26 июля 2019 г.

ГАРАНТ:

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I “О беженцах”

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в “Российской газете” от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 февраля 1993 года №4528-1

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 28.07.1997 г. №95-ФЗ, 21.07.1998 г. №117-ФЗ, 07.08.2000 г. №122-ФЗ, 07.11.2000 г. №135-ФЗ, 30.07.2003 г. №86-ФЗ, 29.07.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 18.07.2006 г. №121-ФЗ, 30.12.2006 г. №266-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 28.12.2010 г. №417-ФЗ, 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 01.03.2012 г. №18-ФЗ, 12.11.2012 г. №186-ФЗ, 30.12.2012 г. №322-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 22.12.2014 г. №446-ФЗ, 31.12.2017 г. №498-ФЗ, 27.12.2018 г. №528-ФЗ, 26.07.2019 г. №232-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;

2) лицо, ходатайствующее о признании беженцем, – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, из числа:

иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территорию Российской Федерации на законном основании;

3) временное убежище – это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) место временного содержания – это место пребывания лица, ходатайствующего о признании беженцем, и членов его семьи вблизи пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

центр временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, – это место пребывания лиц, ходатайствующих о признании беженцами или признанных беженцами, и членов их семей на территории Российской Федерации;

фонд жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами (далее – фонд жилья для временного поселения), – это совокупность жилых помещений, предоставляемых лицам, признанным беженцами, и членам их семей.

Статья 2. Пределы действия настоящего Федерального закона

1. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на лицо:

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества в определении, данном этим деянием в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;

2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 3. Признание лица беженцем

1. Признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом.

2. Признание лица беженцем предусматривает:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем (далееходатайство);

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу (далее – свидетельство) либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

4) выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

3. Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице и прибывших с ним членах семьи, проверки обстоятельств их прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для их нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

Лицо, обратившееся с ходатайством на территории Российской Федерации, проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лица, обратившегося с ходатайством вне пределов территории Российской Федерации, проводится по месту выдачи удостоверения беженца.

4. Признание беженцами лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого члена семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, с учетом обстоятельств, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В случае отсутствия обстоятельств, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, в отношении одного из членов семьи, достигшего возраста восемнадцати лет, в целях обеспечения воссоединения семьи данный член семьи с его согласия также признается беженцем.

5. Признание беженцем лица, не достигшего возраста восемнадцати лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации после получения сведений о родителях или об опекунах данного лица.

6. В случае, если у лица, признанного беженцем, рождается ребенок, правовое положение ребенка определяется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте также:  Общепринятая стоимость межевания земельного участка в 2020 году

7. Правовое положение лица, прибывшего на территорию Российской Федерации с намерением ходатайствовать о признании беженцем и признанного недееспособным, определяется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.2017 г. №498-ФЗ)

Статья 4. Обращение лица с ходатайством и предварительное рассмотрение ходатайства

1. Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства), если данное лицо еще не прибыло на территорию Российской Федерации (далее – дипломатическое представительство или консульское учреждение);

2) в пограничный орган федеральной службы безопасности (далее – пограничный орган) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Если лицо по состоянию здоровья не может лично обратиться с ходатайством, оно подает ходатайство и соответствующий медицинский документ через уполномоченного на то представителя;

Как получить статус беженца в России

Несмотря на то, что процедура получения разрешения на проживание в России для беженцев должна быть максимально упрощена, процесс оформления документов на самом деле сопряжен с некоторыми бюрократическими проволочками и сложностями. Тем не менее, статус беженца дает право его обладателю проживать в РФ, пользоваться социальными гарантиями, медицинским обслуживанием и правом на трудоустройство без дополнительных документов. В данной статье мы рассказываем о том, кто такие беженцы, в чем заключается процедура получения статуса беженца, как получить статус беженца в России, куда обращаться, почему могут отказать, какие понадобятся документы, какие этапы придется пройти, как долго статус является действительным.

Кто такие беженцы с точки зрения российских законов

Беженцы – это апатриды или иностранные граждане, которые проживают вне территории страны постоянного проживания по причине реальной опасности (их преследуют по расовым, религиозным, политическим, этническим и другим установленным законом причинам) и не желают/могут из-за обоснованных опасений оставаться под защитой своего родного государства. При этом претендент на статус беженца может уже в данный момент проживать на территории РФ.

Беженца по закону невозможно выслать за пределы страны или принудительно вернуть под защиту родного государства. Поэтому, как только человеку присвоили статус беженца, он получает законное основание для проживания в России. При этом необходимо:

  • уведомлять российские власти о смене личных данных или места временного пребывания;
  • являться в ГУВМ МВД для повторного учета;
  • вовремя являться по вызову миграционной службы;
  • следовать порядку проживания в выделенном для них жилье;
  • подчиняться законам России.

Взамен беженцы получают от Правительства РФ ряд привилегий:

  • право на возвращение в родную страну в добровольном порядке в любое время;
  • право на подачу заявления на оформление РВП, а затем и гражданства России в общем порядке;
  • материальную помощь и социальные гарантии;
  • возможность бесплатного обучения в высших учебных заведениях;
  • право на заключение трудового договора с работодателем без предварительного оформления патента или разрешения на работу;
  • бесплатную медицинскую помощь;
  • жилье, обеспечение услугами коммунальных служб, питание;
  • содействие в оформлении документов, бесплатные услуги переводчика.

Как получить статус беженца в России – процедура

Если прибывший в Россию иностранец желает официально быть признанным беженцем, ему придется пройти следующие этапы:

  1. Сходить в миграционную службу и подать ходатайство о признании иностранного гражданина беженцем.
  2. Дождаться результатов предварительного рассмотрения ходатайства и документов.
  3. Дождаться выдачи решения о выдаче свидетельства, доказывающего факт приема документов и рассмотрения обращения.
  4. Пройти процедуру рассмотрения ходатайства по существу.
  5. Дождаться решения уполномоченного органа и получить специальное удостоверение, подтверждающее присвоение статуса беженца.

Как получить статус беженца в России – куда обращаться

Непосредственно принятием решения о признании иностранца беженцем или об отказе в присвоения статуса беженца принимает только миграционная служба – ГУВМ МВД. Но иностранный гражданин может подать ходатайство не только в отделение ГУВМ МВД, также приемом заявлений занимается:

  1. Органы миграционного контроля и пограничная служба, если:
    • иностранец пересек границу России нелегально (ходатайство подается в течение первых суток пребывания в стране);
    • иностранец в настоящий момент находится за пределами России.
  2. Консульство РФ (если заявитель пребывает за пределами России или страны своего постоянного проживания).

Как получить статус беженца в России – подача ходатайства

Важно! Ходатайство о признании иностранного гражданина беженцем подается исключительно на русском языке. Если заявитель не владеет русским языком, ему будет бесплатно предоставлен переводчик.

Претендовать на получение статуса беженца можно исключительно после подачи соответствующего ходатайства, автоматически ни один иностранец не может быть признан беженцем. Документ составляется в письменной форме и подается лично. Существует унифицированная форма ходатайства, в произвольной форме его составлять нельзя. Форма установлена Приложением 3 Административного регламента, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 19.08.2013 № 352.

Ходатайство должно быть подано каждым дееспособным членом семьи в возрасте старше 18 лет. В документе прописывается информация обо всех несовершеннолетних и опекаемых членах семьи, которые прибыли вместе с заявителем.

Как получить статус беженца в России – прием и рассмотрение ходатайства

Важно! Несмотря на то, что согласно регламенту ходатайство должно быть принято к рассмотрению в тот же день, в который иностранец обратился в уполномоченный орган, возможен перенос даты приема документов из-за отсутствия некоторых документов у заявителя или отсутствия на месте переводчика.

Процедура присвоения статуса беженца начинается с предварительного изучения прошения – с даты приема документов специалистам уполномоченного органа дается 5 дней на рассмотрение документов. Все принятые от заявителя бумаги подшиваются в личное дело. Сотрудник ГУВМ МВД проверяет информацию, связанную с санитарной, внутриполитической и иной обстановкой в стране постоянного пребывания заявителя. Могут быть поданы дополнительные запросы в государственные учреждения с целью выяснения обстоятельств, которые могли бы дать право на статус беженца.

В итоге, после проведения установленных регламентом процедур, будет принято решение о том, продолжать ли заниматься делом о присвоении статуса беженца, или отказать в этом. Если основания для этого имеются, иностранец получает свидетельство о рассмотрении ходатайства. Данный документ дает право иностранцу на постановку на учет в миграционных органах и на проживание в центре временного пребывания.

В каких случаях могут отказать в рассмотрении ходатайства о присвоении статуса беженца

Если имеет место один из перечисленных ниже моментов, в рассмотрении ходатайства по существу о присвоении статуса беженца будет отказано:

  1. У иностранца оформлено РВП в России.
  2. Иностранный гражданин состоит в браке с россиянином/россиянкой и имеет право на РВП.
  3. Заявитель по какой-то причине отказывается предоставить запрошенную информацию о себе.
  4. Граница РФ была пересечена нелегальным способом.
  5. Не имеется оснований для признания человека беженцем.
  6. Заявитель приехал в Россию из другой страны (не страны своего постоянного пребывания), где мог оформить статус беженца.
  7. У гражданина имеется второе гражданство, и он может поехать в другую страну.
  8. Заявитель уже получил отказ в присвоении статуса беженца в других странах (из ООН), законодательство которых не противоречит российским законам.
  9. Ранее иностранцу было отказано в присвоении статуса беженца за недостатком оснований (если обстоятельства не изменились).
  10. Заявитель совершил преступление на территории РФ, и было возбуждено уголовное дело.

Как получить статус беженца в России – сбор документов

Важно! Если у заявителя, который желает подать прошение о признании его беженцем, отсутствуют какие-либо документы, это не является основанием для отказа в приеме ходатайства на рассмотрение. Сведения о заявителе вносятся в документы с его слов, а сотрудник миграционной службы делает запросы в компетентные органы самостоятельно.

К ходатайству необходимо приложить некоторые документы, а именно:

  • анкету и опросный лист (заполняются на месте со слов заявителя);
  • удостоверение личности заявителя (переведенное на русский язык у официального переводчика);
  • перевод удостоверений личности членов семьи;
  • любые документы, которые доказывают тот факт, что заявителю и его семье угрожает опасность в стране постоянного пребывания.

В любом случае придется пройти процедуру идентификации личности – заявитель дает свое согласие на то, чтобы сотрудники миграционного органа сделали фотографии и провели дактилоскопию. Далее потребуется пройти медосмотр и установить отсутствие или наличие опасных заразных заболеваний – иностранцу будет выдан соответствующий медицинский сертификат.

Рассмотрение ходатайства по существу и выдача удостоверения беженца

Ходатайство будут рассматривать на протяжении 2 месяцев (если заявитель пребывает за границей России) или 3 месяцев (если иностранец уже проживает в России). В течение этого срока всестороннему изучению подлежат обстоятельства дела. Если данного периода времени не достаточно, срок продлевается. Если основания для присвоения статуса беженца имеются, в течение 3 дней после принятия положительного решения человек получит уведомление. Далее ему оформляется удостоверение беженца.

Удостоверение выдается в бумажной форме, копия подшивается к личному делу – отныне документ является новым удостоверением личности иностранца на территории РФ, а национальный паспорт и прочие удостоверения личности остаются на хранении миграционной службы.

Экспертное мнение к вопросу о том, как обжаловать отказ в присвоении статуса беженца

Текст пункта 143 Административного регламента указывает на то, что решение миграционной службы об отказе в рассмотрении ходатайство иностранного гражданина по существу может быть обжаловано претендентом на получение статуса беженца. На обжалование дается 30 дней с даты получения решения (или 90 дней с даты, когда иностранцу стало известно об отказе). Аппликант должен подать заявление в вышестоящие миграционные органы. В тексте жалобы должны содержаться следующие сведения:

  • название миграционного органа, решение которого заявитель желает обжаловать;
  • личные данные заявителя;
  • актуальные контактные данные заявителя;
  • информацию о том, почему заявитель обжалует решение миграционного органа, и какие имеются основания для удовлетворения его первоначального требования.

На изучение жалобы вышестоящим органам дается 15 суток, после чего на следующий день заявителю будет направлено решение. Если в удовлетворении требований вновь отказано, имеется возможность подачи искового заявления в суд. Если не воспользоваться таким правом в течение 30 дней, придется вместе с семьей выехать за пределы России.

Законодательные акты по теме

ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.12.2014)О беженцах
Женевская конвенция от 28.07.1951, Нью-Йоркский Протокол от 31.01.1967О статусе беженца
Постановление Правительства РФ от 10.05.2011 № 356Форма удостоверения беженца

Типичные ошибки

Ошибка: Несовершеннолетний беженец не претендует на получение удостоверения беженца, хотя прибыл без сопровождения семьи.

Комментарий: Если иностранец младше 18 лет прибыл в Россию самостоятельно и обратился за оформлением ему статуса беженца, ему выдается удостоверение.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить статус беженца в России

Вопрос №1: Мне, как родителю несовершеннолетних детей, не выдали свидетельства о рассмотрении ходатайства о присвоении статуса беженца в отношении каждого ребенка. Куда жаловаться?

Ответ: На несовершеннолетних и недееспособных лиц отдельное свидетельство не выдается. Информация о детях и опекаемых лицах будут внесены в свидетельство родителя/опекуна.

Вопрос №2: Могу ли я сразу после въезда в Россию поселиться в центре временного пребывания беженцев, до подачи ходатайства о присвоении мне соответствующего статуса?

Ответ: Нет, сперва придется подавать ходатайство. Если у Вас имеются законные основания для присвоения статуса беженца, Вам выдадут свидетельство о рассмотрении ходатайства – оно и станет основанием для вселения в центр временного пребывания.

4528 — 1 ФЗ «О беженцах» с последними изменениями

Лица, которые в своей стране являются жертвами преследования по расовым, вероисповедальным, национальным, гражданским и социальным признакам и не могут воспользоваться защитой своей отчизны или не желают этого делать, имеют право запросить у другого государства временного убежища. В Российской Федерации порядок принятия подобных лиц и предоставления им соответствующего статуса беженца регулируется федеральным законом № 4528-1.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 4528-1 “О беженцах” был принят 19 февраля 1993 года. С момента вступления в силу он регулярно редактировался и дополнялся. Последние поправки законодательства были внесены 22 декабря 2014 года.

ФЗ-4528-1 устанавливает основания присвоения статуса беженца на территории Российской Федерации, регулирует их правовой статус, а также предоставляет им гарантии на экономическом, социальном и правовом уровнях, с целью защиты их прав и интересов в соответствии с конституционными требованиями.

Закон о статусе беженцев состоит из 19 статей, регулирующих следующие аспекты:

  • Ст. 1 приводит определения основных терминов, используемых в законодательном документе;
  • Ст. 2 устанавливает сферу действия закона;
  • Ст. 3 предусматривает порядок предоставления лицу статуса беженца;
  • Ст. 4 описывает особенности направления ходатайства о признании лица беженцем, а также правила предварительного рассмотрения прошения;
  • Ст. 5 определяет перечень оснований при которых может быть отклонено рассмотрение ходатайства;
  • Ст. 6 устанавливает права и обязанности лица, которому было выдано свидетельство о рассмотрении его прошения о беженстве;
  • Ст. 7 предусматривает порядок рассмотрения по существу прошения о присвоении статуса эмигранта;
  • Ст. 8 определяет права и обязанности лиц, которые были признаны беженцами;
  • Ст. 8.1 описывает правила предоставления эмигрантам проездного документа, особенности его использования, а также необходимость контроля миграционной службой;
  • Ст. 9 устанавливает перечень оснований по которым лицо лишается статуса беженца;
  • Ст. 10 предусматривает гарантии соблюдения прав эмигрантов, получивших соответствующий статус;
  • Ст. 11 определяет порядок формирования фонда для предоставления беженцам временного жилья;
  • Ст. 12 описывает порядок обеспечения эмигрантов временными убежищами;
  • Ст. 13 устанавливает правила депортации;
  • Ст. 14 предусматривает порядок распределения беженцев на территории Российской Федерации, а также особенности их принятия в случае массового наплыва;
  • Ст. 15 определяет правила финансирования мероприятий связанных с приёмом, размещением, расположением, а также депортацией эмигрирующих лиц.
  • Ст. 16 была признана утратившей силу;
  • Ст. 17 устанавливает полномочия государственных органов при реализации требования настоящего законодательства;
  • Ст. 18 описывает особенности международного сотрудничество в области решения проблем беженцев;
  • Ст. 19 предусматривает ответственность за нарушение положений настоящего федерального закона.
Читайте также:  Когда лучше отправиться в Милан на шоппинг

Признание лица беженцем осуществляется в следующем порядке:

  • человек обращается с ходатайством о присвоении ему статуса беженца в таможенную миграционную службу;
  • прошение проходит стадию первичного рассмотрения;
  • лицу выдаётся свидетельство о рассмотрении по существу его ходатайства или уведомление об отказе в данной процедуре;
  • прошение рассматривается по существу;
  • принимается решение о присвоении статуса беженца человеку или об отказе ему в данном действии;
  • лицу, направившему ходатайство, выдаётся документ, удостверяющий его как беженца или уведомлении об отклонении его просьбы.

При принятии решения о признании эмигрировавшего лица беженцем, оно должно пройти следующий ряд процедур:

  • оформление индивидуальной анкеты;
  • заполнение специального опросного листа;
  • проведение индивидуального собеседования;
  • проверка достоверности полученной информации;
  • установление объективных обстоятельств прибытия.

После всестороннего изучения полученных сведений, а также прохождения процедуры идентификации личности и регистрации дактилоскопических данных, принимается соответствующее решение. Если приёмной комиссии недостаточно полученных сведений, она может назначить дополнительные собеседования.

В случае признания беженцами членов одной семьи, процедура принятия решения о присвоении соответствующего статуса проводятся для каждого совершеннолетнего представителя семьи отдельно.

Лицо, которое было признано беженцем в соответствии с положениями настоящего законодательства обладает следующими правами:

  • предоставление информации о своих правах и обязанностях, а также услуги переводчика;
  • содействие при оформлении необходимых для въезда на территорию Российской Федерации документов;
  • помощь в осуществлении переезда и транспортировки багажа в установленное место;
  • предоставление питания и коммунальных услуг в месте временного размещения;
  • охрана прав и интересов, а также безопасность имущества;
  • использование жилого помещение, которое предоставляется в месте временного пребывания;
  • медицинская помощь;
  • помощь в получении направление на профобучение и трудоустройство;
  • работа по найму и занятие предпринимательской деятельностью;
  • социальная защита, включая соцобеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • получение помощи при определении детей в образовательные учреждения;
  • получение проездного документа. позволяющего пересекать границу Российского государства;
  • обращаться за получением права постоянного проживания на территории Российской Федерации и получение российского гражданства;
  • принимать участие в общественной деятельности;
  • добровольно вернуться в страну прежнего проживания.

Также беженцы должны выполнять следующий ряд обязательств:

  • соблюдать положения Конституции РФ, настоящего законодательства, а также других федеральных законов и правовых документов Российской Федерации;
  • соблюдать сроки прибытия в центр временного размещения;
  • следовать установленному порядку проживания и санитарно-эпидемиологическим требованиям в месте временного пребывания;
  • в семидневный срок уведомить соответствующие миграционные органы об изменении документов, приобретении гражданства или получения разрешения на постоянное проживание;
  • предупреждать о желании изменить место пребывания или покинуть территорию государства;
  • при смене места пребывания в семидневный срок сняться с учёта в контролирующем миграционном органе и по приезду на новое место встать на соответствующий учёт;

Также беженцы обязаны ежегодно производить переучёт в миграционной службе или другом уполномоченным органом, который осуществляет функции по надзору за эмигрантами.

Последние поправки, внесенные в 4528-1 ФЗ

Последние изменения законодательства о предоставлении статуса беженцев были внесены 31 декабря 2017 года при принятии закона № 498-ФЗ. В ходе последней редакции была переизложен второй абзац части 3 статьи 3. В новом изложении уточняется возможность проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации за пределами Российской Федерации по месту подачи ходатайства о получении беженства.

Статья 12 настоящего законодательства описывает порядок предоставления беженцам временного убежища.

Решение о выделении эмигрировавшему лицу временного места для проживания принимается местным федеральным органом, который уполномочен выполнять контролирующие функции в миграционной сфере.

Пункт 2 ст. 12 предусматривает следующие основания для предоставления временного убежища для иностранных лиц:

  • человек обладает основаниями для получения статуса беженца, но ограничивается письменным прошением о временном пребывании на территории Российской Федерации;
  • человек не может получить статус беженца, однако в соответствии с принципами гуманизма, его нельзя депортировать.

Лицо, которому было выделено место для временного пребывания, должно пройти обязательную медицинскую проверку и получить соответствующий сертификат о состоянии здоровья, после чего миграционная служба выдаёт ему свидетельство, которое подтверждает законное пребывания на территории Российской Федерации.

Пункт 5 статьи 12 предусматривает следующие основания для утраты права на временное убежище:

  • устранение обстоятельств, которые являлись причиной предоставления данного жилья;
  • получения российского гражданства или разрешения на постоянное проживание;
  • выезд из страны на своё предыдущее место жительства.

Пункт 6 ст. 12 устанавливает основания для лишения лица временного жилища миграционными службами:

  • осуждение за совершение преступления на территории РФ и вступление приговора в силу;
  • намеренное предоставление ложной информации и фальшивых документов для получения разрешения на пребывание;
  • привлечение к административной ответственности за оборот наркотических и психотропных веществ.

Лицо, которое было лишено разрешения на временное убежище, должно по требованию миграционной службы покинуть территорию Российской Федерации в течение месяца.

Скачать закон о беженцах в последней редакции

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 4528-1 от 19.02.1993 “О беженцах” рекомендуется скачать актуальный текст документа по ссылке.

Что сказано о беженце в ФЗ

За последние годы практически все СМИ говорят и пишут о беженцах, о том, как им приходится переживать потерю домов, терпеть переезды и обустраиваться на новом месте. Проблемы указанной категории граждан несоизмеримы с другими, привычными каждому из нас. Общество не остается равнодушным к переселенцам, поэтому волонтерское движение стремительно развивается. Государство в свою очередь вводит поправки в законопроекты, также стараясь облегчить судьбу людей, вынужденных покинуть свой дом.

Главный федеральный документ, дающий обозначение понятию «беженец» называется Федеральный Закон (ФЗ аббревиатура) «О беженцах». Руководствуясь его положениями, каждый нуждающийся сможет правильно пройти процедуру регистрации и получить статус беженца. Для тех, кому сложно трактовать федеральный устав самостоятельно, можно прочитать упрощенную информацию на любом правовом сайте в интернете или проконсультироваться у юриста в режиме онлайн.

Правовые аспекты закона

Люди, вынужденные покидать свою страну и мигрирующие в Россию, могут просить о присваивании статуса беженца или же о временном убежище. Как гласит федеральный статут о беженцах, таковым может быть признано лицо, терпящее религиозную, расовую дискриминацию или вынужденное мигрировать в связи с политическими гонениями. Данное толкование является продублированным с Женевской конвенции о беженцах.

Правовое положение беженцев из Украины установить достаточно сложно, так как в ФЗ дается немного другая трактовка понятия, не предусматривающая переселения вследствие военного положения или разрухи. В любом случае, статус беженца по своей сути международный, и правительство РФ не вправе расширять данный статус для украинцев самостоятельно. Если на законодательном уровне признать выходцев с востока Украины беженцами, то таковой статус должны признать и другие страны мира. Тем не менее, правительство РФ принимает данный слой населения, и эти действия одобрены руководством Организации Объединенных Наций.

Признать украинцев беженцами или нет, на территории России решают представители Федеральной миграционной службы (далее ФМС) на основе ФЗ под номером 4528. Международные права беженцев в данной ситуации не распространяются. В соответствии с ФЗ под номером 4528, на территории РФ претендовать на предоставление убежища могут:

  • граждане, наделенные статусом беженца;
  • граждане, потерпевшие от военных конфликтов, и которые из соображений гуманности не подлежат депортации из РФ.

Процедура регистрации мигрантов

Регистрацией мигрантов, желающих получить статус беженцев, занимаются представители ФМС. Данная служба проводит надзор и контроль над действиями новоприбывших лиц, а также ведет их учет, предоставляет нуждающимся гражданам временное жилье и оказывает социальную помощь.

Для начала нужно посетить федеральный пункт миграционной службы с целью зарегистрироваться. Изначально желающий получить статус пишет ходатайство, в котором указывает причины обращения. Письменное обращение должно быть составлено грамотно, писать следует в официальном стиле, а излагать свою позицию лаконично и точно.

После регистрации каждый мигрант получает специальное свидетельство. В указанное свидетельство вносятся персональные данные выходца из другой страны, а также данные о несовершеннолетних членах его семьи. После того, как свидетельство получено, людей направляют в пункт временного размещения, где оказывают медицинскую, психологическую и социальную помощь.

Свидетельство не получат мигранты, совершившие террористический акт или тяжкое преступление, а также лица, имеющие обязательства перед своей страной. Например, если гражданин был призван на обязательную службу в вооруженных силах страны и проигнорировал ее, то в получении свидетельства ему откажут.

На протяжении трех месяцев представители ФМС решают дальнейшую судьбу мигрантов. Тем, кого признают беженцами, выдают удостоверение сроком от одного до трех лет. Если свидетельство являло собой краткосрочное право на пребывание на территории государства, то удостоверение имеет более длительный срок. Беженец должен иметь при себе удостоверение, которое гарантирует права и обязанности указанной категории.

Какие права зафиксированы в законе

Все права беженцев можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся права мигрантов, посетивших ФМС с целью получения статуса беженца. Данной категории населения полагаются:

  • пособие размером сто рублей (на одного члена семьи, включая детей, выдается только один раз);
  • направление в пункты временного пребывания;
  • бесплатное питание и проживание;
  • оказание бесплатной медицинской помощи;
  • содействие в поиске работы (учет в центре занятости);
  • оказание социальной помощи (по всей стране открыты круглосуточные телефонные линии для поддержки нуждающихся лиц, а также для предоставления всей необходимой информации).

Исходя из ФЗ, каждый день правительство обязано выделять на каждого переселенца по восемьсот рублей, из которых часть идет на проживание, а другая часть — на питание. Наличными мигранты денег не получают. Для лиц, получивших соответственный статус, в федеральном законе прописаны точно такие же права. Тем не менее, права беженцев второй группы становятся шире:

  • полный социальный пакет;
  • получения жилья из фонда временного размещения;
  • оказание лекарственной и медицинской помощи на общих условиях;
  • размещение детей в образовательные учреждения (детские сады, школы и т.д.);
  • возможность свободного трудоустройства;
  • право на ведение малого бизнеса.

В обязанности социальных работников входит не только информирование переселенцев, но также и разъяснение им их прав и обязанностей. Какие обязанности должны выполнять беженцы и должны ли вообще? Если правительство предоставляет указанным лицам права и гарантирует их выполнение, то со своей стороны мигранты должны выполнять обязанности, предписанные в ФЗ, то есть все предписанные законом требования.

В соответствии с ФЗ, в обязанности беженцев входит:

  • соблюдать все положения, которые диктует федеральный закон и Конституция РФ;
  • пройти собеседование и медицинский осмотр;
  • давать в ФМС только правдивые сведения о себе;
  • сообщать ФМС обо всех своих действиях и перемещениях по территории государства;
  • проходить переучет каждые полтора года.

Если за помощью обратились выходцы из Украины, то таковые могут рассчитывать на получение всех прав, которые достаются мигрантам, претендующим на статус беженцев. Единственное на что они не могут рассчитывать — это получение одноразового пособия. Украинцы, получившие убежище обязаны сдать паспорт гражданина своей страны.

Материальная помощь и социальная защита

Многие россияне обеспокоены тем, что приток иностранцев в их страну достиг критической точки. Ежедневно на одного вынужденного переселенца государство тратит порядка восьмисот рублей. Кроме всего этого, во время мирового кризиса государство предоставляет иностранцам рабочие места. С точки зрения гуманности, сложившаяся ситуация законна и оптимальна. Если посмотреть немного уже на современные реалии, то переселенцы в основном находятся на попечении страны.

Социальная защита беженцев представлена многочисленными волонтерскими организациями, государственными фондами и пунктами. Правительство стимулирует работодателей принимать на работу беженцев. Каждый трудоспособный мигрант становится на учет в центр занятости. Но что в результате получается? Многие из новоприбывших отказываются от рабочих должностей, считая их недостойными своего уровня. Многие вообще отказываются работать.

Помимо этого беженцы постоянно заявляют о необходимости получения дополнительного материального пособия. Как быть правительству в сложившейся ситуации? С недавних пор были очерчены конкретные условия, следуя которым, право на дополнительное пособие имеют только малоимущие семьи, социально менее защищенные. К таким относятся семьи инвалидов, многодетные семьи и пенсионеры. Недавно был зарегистрирован проект ФЗ, по которому беженца, трижды отказавшегося от предоставляемой вакансии, государство больше не содержит за свой счет.

Читайте также:  Всё о работе в Польше для россиян, украинцев и белорусов

Для действительно нуждающихся людей волонтеры организовывают гуманитарную помощь. Многие россияне приносят в специальные пункты одежду, обувь, книги, игрушки, продукты питания и другие вещи. Федеральный закон защищает права беженца, который не пренебрегает своими обязанностями, а также не превышает лимит терпения граждан. Если мигранты будут вести себя честно, сдержано и тактично, то правительство и россияне также отнесутся к ним понимающе.

Беженцы, имеющие таковой статус, в соответствии с ФЗ, наделены правом на получение пенсии по старости. Для того чтобы ее оформить, нужно обратиться в территориальное отделение пенсионного фонда. Придется представить удостоверение беженца и еще ряд документов. Пенсионный возраст в России составляет пятьдесят пять лет для женщин и шестьдесят лет — для мужчин.

Если выходцам из других стран хочется более подробно узнать о месте нахождения пунктов поддержки и различных социальных программах, то всю актуальную информацию размещают на соответственных сайтах в сети интернет. Если нет доступа в глобальную сеть, можно позвонить по телефону горячей линии ФМС.

Федеральный закон о беженцах и вынужденных переселенцах

Беженцы и вынужденные переселенцы – это установленные российским федеральным законодательством статусы, которые присваиваются лицам, нуждающимся в получении временного или постоянного места для проживания или убежища в связи со сложными жизненными обстоятельствами. Для лиц, признанных законодательством переселенцами или беженцам, разрабатываются специальные меры социального и льготного обеспечения. Также для них предусмотрен особый порядок для официального оформления и получения статуса беженцев и вынужденных переселенцев. Поговорим об этом подробнее.

Вынужденный переселенец и беженец – в чем разница?

На первый взгляд, это – два идентичных понятия. На практике же дело обстоит иначе.

Беженцы и вынужденные переселенцы по ФЗ № 4528-1 и № 4530-1 различаются главным образом по гражданству. Первая статья федерального закона № 4528-1 указывает, что беженцем считается лицо, которое нуждается в убежище из-за того, что в отношении него существует реальная угроза преследования по мотивам национальной, религиозной или расовой нетерпимости.

Одной из важнейших причин получения статуса беженца является то, что на территории своего государства это лицо не имеет поддержки или не желает ее получать. Поэтому для получения помощи и поддержки иностранный гражданин переселяется на территорию Российской Федерации.

Статус вынужденного переселенца

Вынужденные переселенцы от беженцев в РФ отличаются наличием гражданства России. В этом случае переселение гражданина происходит в пределах территории страны либо лицо возвращается в Российскую Федерацию для укрытия от незаконного преследования за границей.

При переселении право на получение нового места жительства получает само лицо (переселенец) и члены его семьи (супруг/супруга, дети, родители), если они проживают вместе с мигрантом. При этом официальный статус гражданин вправе оформлять только для себя. Родственникам это делать необязательно.

Переселение на территории страны в связи с негативной экономической ситуацией в регионе или совершенным гражданином преступлением не дает ему право на получения официального статуса переселенца. Также это не дает права на получение соответствующих льгот и других привилегий.

Кто имеет право получить вид на жительство?

Получить статус беженца и вынужденного переселенца по ФЗ вправе совершеннолетнее лицо, обратившееся лично или через представителя (по состоянию здоровья) с письменным ходатайством. Обращаться необходимо в течение года с момента переезда в регион России, в соответствующий отдел органа Федеральной службы по миграции в России.

Правом на подачу ходатайства о приобретении статуса переселенца могут воспользоваться следующие категории лиц:

  • лица без гражданства, которые желают проживать на территории Российской Федерации;
  • иностранные граждане, планирующие переселиться на российскую территорию;
  • иностранцы, которые имеют право на законных основаниях переселиться на российскую территорию.

Если лицо является преступником, нелегальным мигрантом или гражданином, нарушившим какие-либо права других лиц, получить статус переселенца оно не вправе.

Критерии разграничения статусов

Сходство и различия беженцев и вынужденных переселенцев заключаются в следующих критериях:

  1. Порядок получения. Иностранные граждане проходят более сложную процедуру получения статуса, так как, помимо прочего, им необходимо получить российское гражданство для дальнейшего изменения своего статуса. Переселенцы (российские граждане) проходят более легкую процедуру документального закрепления правового статуса.
  2. Гражданство. Родной страной переселенца является Российская Федерация, а для беженца родная страна – иностранное государство.
  3. Срок приобретенного статуса. Срок действия правового положения беженцев и вынужденных переселенцев сильно отличается. Беженцы вправе получить свой статус бессрочно при своевременном прохождении или переучете через каждые восемнадцать месяцев. Переселенцы получают статус на пять лет и продлить его могут путем подачи ходатайства и прохождения всех процедур оформления заново.
  4. Документы. От иностранных граждан чаще всего требуют главным образом предъявления паспорта, а от российских граждан – большого количества дополнительных бумаг и информации.
  5. Социальное обеспечение. В разных регионах по-разному определяется дальнейшая социальная поддержка лиц, находящихся в положении беженцев или вынужденных переселенцев, хотя общий размер и категории помощи для обеих групп сходятся.

Права беженцев

Беженцы считаются социально незащищенными гражданами, которым нужно убежище от притеснения.

Поэтому для общественной реабилитации им предоставляются следующие права и виды помощи:

  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • право на пользование услугами переводчика в целях ознакомления с правилами пребывания в стране и ее законодательством;
  • одноразовая выплата лицу-беженцу и каждому из членов его семьи в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного расселения или пребывания;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи;
  • обеспечение необходимыми продуктами и услугами коммунального характера;
  • направление в центры по временному размещению для обучения;
  • право отказаться от статуса и забрать заявление.

Права переселенцев

Права вынужденных переселенцев и беженцев схожи во многих отношениях. Права у переселенцев следующие:

  • одноразовая выплата лицу-переселенцу в размере ста рублей и больше;
  • направление в места временного поселения;
  • помощь в осуществлении переезда и перевозки багажа;
  • обеспечение необходимыми продуктами в период проживания в месте временного поселения;
  • помощь в получении лекарственных препаратов и квалифицированной медицинской помощи.

Место для жительства вынужденных переселенцев, как и беженцев, определяет Федеральная миграционная служба с учетом пожеланий гражданина, указанных в соответственном ходатайстве.

Обязанности переселенцев и беженцев

Это очень важный момент. Правовое положение вынужденных переселенцев и беженцев наряду с правами определяет их обязанности.

К ним относятся:

  1. Соблюдения российского законодательства на федеральном уровне, на уровне субъектов и местного самоуправления.
  2. Прохождение обязательного медицинского осмотра в объеме, порядке и в сроки, установленные действующим законодательством страны.
  3. Соблюдение правил и норм проживания в центрах по временному расселению, а также норм санитарии и гигиены.
  4. Сообщение представителям органов миграционной службы достоверных сведений о себе и своих близких, которые необходимо знать уполномоченным органам и лицам для принятия соответствующего решения о присвоении запрашиваемого статуса или отказе в нем.

Процедура оформления

Для получения статуса вынужденного переселенца или беженца с их правами, в соответствии с Конвенцией, необходимо направить письменное ходатайство в уполномоченный на рассмотрение таких вопросов властный орган. От государства такими вопросами занимается территориальный отдел службы миграции.

Чтобы миграционная служба приняла ходатайство от заявителя, гражданин должен подать следующие документы:

  • заявление (ходатайство);
  • документ, подтверждающий личность (паспорт или иной заменяющий его документ типа справки);
  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство о браке (если с гражданином мигрирует жена);
  • свидетельства о рождении или усыновлении детей (при необходимости);
  • фотографии (две штуки).

Если гражданин не может по объективным причинам сам представлять свои интересы, необходимо представить также бумаги, подтверждающие полномочия представителя.

На основании всех поданных документов миграционный орган определяет место будущего проживания мигранта и выдает ему удостоверение.

Рассмотрение ходатайства

ФЗ о вынужденных переселенцах и беженцах определяет этапы рассмотрения ходатайства. Это связано с необходимостью тщательной проверки сведений о самом заявителе и членах его семьи.

Поданное лицом ходатайство рассматривается уполномоченным органом по существу. Общих этапов рассмотрения всего три:

  1. Изучение представленных документов.
  2. Принятие решения о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем и защита его в дальнейшем. Либо принятие отказа в предоставлении такого статуса.
  3. Выдача удостоверения или свидетельства о получении статуса. При отказе выдается соответствующее уведомление.

Если гражданин не может в силу обстоятельств представить документ, который подтверждает его личность, в отношении него проводят процедуру идентификации. Заявителем вправе быть только совершеннолетнее лицо, поэтому сведения о его несовершеннолетних детях и других иждивенцах включаются в ходатайство взрослого (родителя или опекуна).

В отношении беженцев предусмотрена более серьезная процедура проверки, так как миграционным органам необходимо будет предоставить жилое помещение и помощь в проживании посторонним лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.

В отличие от беженцев, вынужденные переселенцы проходят более легкие проверочные этапы, если их бумаги не содержат недочетов или нарушений. Если все документы в порядке, в трехдневный срок им присваивают статус беженцев или дают мотивированный отказ.

Беженцы, помимо сдачи пакета документов, проходят дополнительно этапы анкетирования и опросов для принятия службой миграции соответствующего решения. Если все этапы пройдены, граждане получают удостоверение или свидетельство в подтверждение полученного статуса.

Выданное на основании принятого решения удостоверение считается официальным документом, заменяющим паспорт гражданина. Удостоверение действует на всех частях российской территории.

Органы

Вопрос о присвоении статуса вынужденного переселенца и беженца решается не только Федеральной миграционной службой, но и другими органами, в зависимости от обстоятельств.

Если иностранный гражданин-беженец еще не прибыл на российскую территорию, его ходатайство рассматривается в первую очередь представительством дипломатического типа или учреждением консульства России.

Если иностранный гражданин-беженец вынужденно незаконно пересек российскую государственную границу в пропускном пункте или вне пропускного пункта, в двадцатичетырехчасовой период его дело рассматривается органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти в сфере служб на границе или территориальным отделом федерального исполнительного органа власти по делам внутреннего характера.

Также дело может рассматриваться иммиграционным контрольным постом федерального исполнительного органа власти в сфере миграции или органом контроля пограничной зоны федерального исполнительного органа власти.

Все указанные органы могут рассмотреть дело и принять решение о выдаче документа (свидетельства) о том, что ходатайство будет рассмотрено по существу, либо о том, что в рассмотрении лицу будет отказано. Указанный документ выдается лично в руки заявителю или его официальному представителю.

Федеральным законодательством определено, что, независимо от органа, получившего ходатайство, указанный документ необходимо передать в федеральную службу миграции в трехдневный срок с момента поступления.

Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.

Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.

Добавить комментарий