Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации — зачем он нужен?

Миграционный учет иностранных граждан в России: сроки, документы, порядок процедуры

Иностранным гражданам, приезжающим в Россию дольше, чем на неделю, нужно проходить миграционный учет (МУ). Эту процедуру именуют также временной регистрацией (хотя это не совсем верно) и регистрацией иностранных граждан по месту пребывания.

Миграционный учет: что означает это понятие

Это процедура, в ходе которой иностранца регистрируют по адресу, по которому он будет проживать в России во время своего визита. Информация вносится в базу МВД.

Процедура обязательна для приезжих из других стран, которые планируют оставаться в РФ более, чем на 7 дней. Учитываются календарные дни, а не рабочие.

Без постановки на миграционный учет невозможно сделать какие-либо документы, позволяющие задержаться в России на более длительное время — патент, РВП, ВНЖ.

Нормативные акты о миграционном учете

Приведем два главных документа, в которых описана процедура:

  1. ФЗ №109 «О миграционном учете…» — в документе говорится, для чего нужен МУ, кого и в каких ситуациях ставят на учет, приводится перечень данных, которые должен предоставить о себе приезжий, порядок процедуры.
  2. Постановление правительства №9, в котором содержатся правила миграционного учета (далее — Постановление правительства) — в документе представлена информация о том, куда и в какие сроки обращаться для постановки на миграционный учет, приводится список документов, описываются нюансы процедуры.

Сколько времени отводится на миграционный учет для выходцев из разных государств

Согласно пункту 20 Постановления правительства, пройти процедуру необходимо в течение 7 дней после приезда в Россию. Считать нужно с даты, указанной в миграционной карте. Отметим, что миграционным органам известно о фактах въезда иностранцев в страну, так как пограничники обязаны передавать такие данные о каждом иностранце, пересекающем гос. границу.

Сроки сокращаются до одних суток, если прибывший в Россию иностранец остановился в:

  • гостинице,
  • хостеле,
  • санатории,
  • на базе отдыха,
  • турбазе или кемпинге,
  • в лагере (для детей),
  • в медучреждении.

РВП без квоты: кому выдадут статус упрощенно
  • От Елена Воропаева
  • 22.01.2020

Если приезжий заселился в выходной, то пройти процедуру необходимо в первый день, который будет рабочим.

Не нужно делать так называемую временную регистрацию, если ваше нахождение в России не затянется дольше, чем на неделю. Но если вы остановитесь в гостинице, санатории, других подобных учреждениях, то регистрироваться придется даже, если планируете находиться в РФ менее 7 дней.

Для некоторых стран есть исключения. Если между РФ и другой страной заключено соглашение, то граждане такого государства могут гостить в России без миграционного учета дольше 7 дней:

  • приезжим из Украины разрешается находиться в стране 90 дней и не делать в этот период му;
  • прибывшие в страну белорусы могут обходиться без регистрации также 90 дней;
  • для граждан Армении, Казахстана, Киргизии установлены сроки в 30 дней — именно такой период они могут находиться в России без му;
  • еще одно государство, чьи граждане могут рассчитывать на послабления — Таджикистан. Выходцам республики не нужно делать учет в первые 15 дней нахождения в России.

Также существует исключение для высококвалифицированных специалистов и их родных. Им разрешено находиться в стране без постановки на учет 90 дней (часть 4.1 статьи 20 ФЗ «О миграционном учете…»).

В каких помещениях иностранец может вставать на миграционный учет

В статье 21 ФЗ-109 «О миграционном учете» перечислено, какие помещения могут выступать местом временного пребывания иностранца. Подчеркнем — закон требует, чтобы приезжий на самом деле проживал там, где встал на МУ. Итак, зарегистрироваться возможно:

  • по адресу дома, квартиры, другой жилой недвижимости;
  • в гостинице, отеле, кемпинге, детском лагере, доме отдыха, пансионате, санатории, а также по адресу медицинской организации, для нарушивших закон — в исправительном учреждении;
  • сделать МУ можно по адресу компании, где вы трудитесь, либо по адресу расположения здания, которым владеет данная организация, при этом помещение может быть временным.

Кто должен оформлять регистрацию иностранных граждан по месту пребывания

Постановку на учет выполняет тот, кто принимает у себя иностранца:

  • гражданин РФ;
  • иностранец, постоянно проживающий в России, то есть имеющий ВНЖ;
  • компания, где работает иностранец;
  • юрлицо;
  • международная организация, которая предоставила жилье приезжему.

Можно ли самому поставить себя на миграционный учет

ВНЖ без РВП в России
  • От Елена Воропаева
  • 11.11.2019

Но здесь есть условие: такой вариант допускается, если у принимающей стороны есть веская причина, не позволяющая пройти процедуру. От иностранца, который будет сам себя ставить на учет, могут потребовать бумагу, подтверждающую эту вескую причину.

Как быть, если у иностранца есть свое жилье в РФ

Владельцы российской недвижимости имеют право подавать уведомление о своем прибытии самостоятельно. Об этом четко сказано в части 3.1. ФЗ-109 «О миграционном учете».

А вот регистрировать других зарубежных гостей РФ в своей квартире/доме разрешается только иностранцам, имеющим российский вид на жительство.

Куда обращаться для прохождения процедуры

Согласно пункту 22 Постановления правительства, му можно оформить через:

  • Многофункциональный центр («Мои документы»);
  • Отделение МВД;
  • Почту.

Порядок процедуры, документы

Документы, которые потребуются (п.28 Постановления правительства):

  • миграционная карта (копии страниц с отметками);
  • паспорт приезжего (копия);
  • паспорт человека, который будет регистрировать иностранца;
  • копия документа на помещение, по адресу которого происходит постановка на миграционный учет;
  • копия трудового договора — если регистрируют по адресу компании, в которой работает иностранец;
  • если приезжий будет жить в помещении компании, в которой работает, не имеющем адреса, то потребуется письмо от директора организации или иного уполномоченного сотрудника о том, что иностранец действительно проживает в помещении данной фирмы.

Сама процедура несложная (ст. 22 ФЗ «О миграционном учете…»):

  1. Приезжий должен передать человеку, который будет его ставить на учет, паспорт и миграционную карту.
  2. Человек, который будет ставить гостя на МУ, заполняет уведомление о прибытии. В бланке не допускаются ошибки или исправления, текст — на русском языке. Писать можно от руки или на компьютере.
  3. Человек, принимающий иностранца, приходит в одну из организаций: МФЦ, отделение МВД, на почту, где подает уведомление.
  4. Сотрудник проверяет бумаги и информацию, которая вписана в уведомлении. Если все в порядке, то он незамедлительно проставляет в уведомлении отметку о том, что оно принято.
  5. Сотрудник, принимающий уведомление, должен выдать заявителю отрывной квиток уведомления. В последствии, данный квиток нужно передать иностранному гражданину.

На какой период разрешается зарегистрироваться по месту пребывания

Сроки прописаны в п. 32 Постановления правительства. Период регистрации не может превышать 90 суток.

Если на учет ставят иностранца с РВП, то срок может быть любым, но не дольше действия самого РВП. В случае с ВНЖ регистрируют на тот срок, который будет заявлен в уведомлении.

Миграционный учет, который нам не нужен

Миграционный учет иностранных граждан является важнейшим элементом контроля миграционной обстановки на территории Российской Федерации. Миграционный учет должен отслеживать фактическое место пребывание (проживание) иностранцев, не допущение образования закрытых анклавов, планирование профилактических мероприятий правоохранительными органами. Необходим контроль и за общим количеством временно пребывающих иностранных граждан в субъекте в целом, для предотвращения социальной напряженности среди местного населения. Согласно мнению экспертов, количество иностранцев временно проживающих и пребывающих в субъекте не должно превышать более 10 процентов от местного населения. Свыше этих показателей в обществе зреет социальная напряженность.

Все это в основном относится к иностранцам, которые прибыли в России не в короткую поездку — туризм или к друзьям, а для осуществления трудовой деятельности, а также для получения разрешения на временное проживание, вида на жительства или гражданства.

Опять таки не надо забывать, что правдивые цифры миграционного учета необходимы субъекту для правильного планирования инфраструктуры в районах с возрастающим населением, пусть и временным.

Однако, анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что сегодняшние нормы миграционного учета не отвечает вышеуказанным требованиям.

К сожалению они не отвечают не только государственным нуждам, но и становятся «головной болью» как самих иностранцев, так и работодателей и иных организаций, в помещениях которых временно размещаются иностранные работники.

Проблема кроется в положениях Федерального закона от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а именно в пп.7 п.1 ст.2 и п.2 ст.21 указанного закона.

Действующая редакция статей 2 и 21 указанного Закона, формально запрещает постановку на «первичный» миграционный учет юридическими лицами, к которым иностранные граждане прибыли для осуществления рабочей деятельности, пока между ними отсутствуют трудовые отношения. Заключение же трудового договора возможно только после получения иностранным лицом патента на работу. Из практики сроки получения разрешительного документа в органах МВД сегодня составляют от 30 до 70 дней с момента въезда на территорию Российской Федерации.

Сегодня зачастую миграционные подразделения МВД России, со ссылкой на данную норму отказывают в постановке на миграционный учет иностранных граждан на первые 90 суток с момента въезда в Российскую Федерацию, прибывших из стран с безвизовым режимом, где принимающей стороной выступает юридическое лицо если оно не оказывает гостиничные услуги.

Абсурдность ситуации ситуации состоит в том, что юридическое лицо готово изначально нести за иностранца ответственность предоставив ему свое помещение для временного пребывания, поставив его на миграционный учет на свою организацию. Этот иностранец, после получения патента и заключения трудового договора, будет все же поставлен на миграционный учет по адресу своего уже работодателя.

Складывающаяся ситуация, заставляет иностранца искать места формального размещения в организациях, оказывающих гостиничные услуги, или физических лиц, готовых формально поставить его на миграционный учет в жилое помещение. Все это приводит к расширению теневого рынка миграционного учета и создания почвы для появления «резиновых» квартир. Такая позиция приводит к тому, что «первичный» миграционный учет не отражает фактического нахождения иностранца в адресе регистрации, так как он даже не знает где находится помещение по адресу которого его поставили на миграционный учет.

Это легко проверить если взять статистику региональных миграционных подразделений МВД России и посмотреть цифры по аннулированию миграционного учета и основания, послуживших для аннулирования. Сразу скажу цифры не маленькие, а основания – не нахождение в адресе регистрации. Более того, позже на этом же основании возбуждаются и уголовные дела в отношении уже лиц лиц занимавшихся постановкой иностранных граждан на миграционный учет, так как по закону: постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания есть фиктивная постановка учет по месту пребывания и является уголовно наказуемым деянием.

В последующем, аннулирование миграционного учета иностранному гражданину может служить основанием привлечения его к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.

Необходимо учесть, что у многих работодателей имеются общежития, или места, где возможно проживание работников, в том числе прибывших работать вахтовым методом и именно в эти помещения, после получения иностранным гражданином патента и заключения с ним трудового договора, принимающая сторона производит постановку на миграционный учет. Но даже если помещение оформлено официально как общежитие, то оно не попадает под понятие гостиничное размещение. И часто иностранные работники живут рядом со строительными объектами в городках из бытовок, у которых в принципе нет, адреса, но в соответствии с положениями закона, все же можно ставить на миграционный учет и на этот «вагончик».

Страдают и частные агентства занятости, и различные кадровые агентства, которые занимаются организованным набором иностранной рабочей силы для российских работодателей и подбором персоналии из числа иностранных работников прибывших в Россию в поисках работы. Такие организации не выступают работодателями для иностранных граждан, но именно они фактически являются, при указанных обстоятельствах, принимающей стороной для иностранного гражданина первые 90 суток нахождения его на территории России. И зачастую именно они предоставляют временное жилье иностранцу на время оформления документов дающих право работы на территории Российской Федерации.

Имеющаяся практика показывает разнообразие в применении норм, когда при одной и той же редакции закона, миграционные подразделения МВД России то разрешают юридическим лицам ставить на «первичный» миграционный учет иностранных граждан, не являющихся еще работниками данной организации, то запрещают это делать. Все зависит от воли конкретного руководителя подразделения по вопросам миграции в субъекте. Практика применения указанных норм также различается и от субъекта к субъекту.

В том числе из-за этих норм «буксуют» различные межправительственные соглашения об организованных наборах иностранных работников для российских работодателей. Хотя именно оргнаборы иностранной рабочей силы призваны стать инструментом борьбы как со стихийной трудовой миграцией, так одним из инструментов в борьбе с незаконной миграцией.

Все вышеизложенное недопустимо для правового государства и ведет к дискриминации органов внутренних дел и создает высокие коррупционные риски. Постоянный гнет возможного привлечения к административной ответственности как самого иностранца, так и лица предоставивших ему помещение для временного пребывания, поставившего или не поставившего на миграционный учет иностранца или хуже того — привлечение к уголовной ответственности.

С учетом изложенного предлагается рассмотреть вопрос о внесении изменений в статьи 2 и 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Согласно изменениям п. 2 ст.21 представлен в новой редакции:

«2. Иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу организации:

а) в которой он в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность;

б) частного агентства занятости, в которое прибыл иностранных гражданин за подбором подходящей работы;

в) в которую он прибыл с целью трудоустройства;

в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.»

В этой связи необходимо скорректировать и понятие принимающей стороны закрепленной в пп.7 п.1 ст. 2 Закона:

«7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее – принимающая сторона), – гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся
в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность, а также частное агентство занятости, или иная организация, в которую иностранный гражданин прибыл с целью трудоустройства, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации».

Читайте также:  Где можно найти недорогой пляжный отдых в марте 2020 года на море без визы

Начинаем работу по внесению соответствующих изменений в Закон.

Текст является рабочим вариантом предложений.

Порядок постановки иностранных граждан на миграционный учет в РФ

Каждый гражданин иностранного государства, пребывающий на территорию Российской Федерации, обязан стать на миграционный учет в установленный законодательством срок. Постановка на миграционный учет производится по определенным правилам и сопровождается предоставлением целого перечня документов, свидетельств и справок. При несвоевременном уведомлении миграционных органов гражданин иностранного государства рискует получить штраф и быть депортированным из страны.

Внимание! Если возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана!

Правила учета мигрантов в стране

В 2018 году правительство обновило миграционные правила. Согласно новым требованиям, поставка приезжих на учет возможна исключительно по месту проживания. При этом допускаются следующие варианты:

  • личная недвижимая собственность;
  • оздоровительные и профилактические учреждения;
  • гостиницы и мотели;
  • лечебные заведения;
  • тюрьмы и колонии.

Офисные помещения не входят в список разрешенных для поставки на учет мигрантов. Исключениями являются случаи, когда сотрудник действительно проживает по юридическому адресу.

«Ужесточение миграционного законодательства затронуло, прежде всего, возможность регистрации иностранцев по юридическому адресу. Поправки обусловлены злоупотреблениями, связанными с поставкой на учет огромной массы людей по одному и тому же адресу с целью получения финансовой выгоды!».

Постановка детей

Поставка детей мигрантов на временный учет – это обязательное мероприятие. Регистрация несовершеннолетних осуществляется по правилам, применяемым и к взрослым иностранцам. Таким образом, для поставки детей на учет достаточно отправить уведомление о прибытии на территорию РФ в орган УВМ МВД.

Обязательно ли вставать на учет

Законодательством закреплена необходимость обязательной регистрации иностранных граждан при прибытии на территорию Российской Федерации. Отказ от поставки на учет, нарушение данной процедуры или сознательное игнорирование наказываются штрафами и принудительным выдворением за границу.

Важно! Работодатель, зарегистрировавший мигранта в своей фирме, рискует получить штраф в размере до 800 тысяч рублей.

Время пребывания в России в 2019 году

Сроки пребывания в России граждан с иностранными паспортами в текущем году никоим образом не изменились. По состоянию на май 2019 существуют следующие нормы:

  • пребывание в течение 90 дней раз в полугодие для граждан со стран, имеющих безвизовый режим с РФ;
  • для высококвалифицированных специалистов срок пребывания на территории страны зависит от периода действия разрешения на трудовую деятельность;
  • если иностранец приехал по визе, то он имеет право находиться в РФ весь период действия въездного разрешения.

Отведенные сроки

Во время действия Чемпионата мира по футболу сроки регистрации пребывающих болельщиков изменены на:

  • 3 дня для регистрации в городах проведения матчей;
  • 7 дней для регистрации во всех остальных регионах.

После завершения первенства сроки поставки на миграционный учет вернулись в норму и на текущий момент составляют 7 дней с момента прибытия иностранца на территорию страны.

Порядок действий

Существует регламентированная законодательно последовательность регистрации иностранных граждан. При нарушении регламента мигранты рискуют получить проблемы с законом и нарваться на крупный штраф.

Обратите внимание! Вследствие расформирования УФМС ответственность за миграцию делегировали ГУВМ.

В общем случае порядок регистрации состоит в следующих действиях:

Действия гражданина иностранного государства:
  • заполнение уведомляющего бланка;
  • передача документов принимающей организации или лицу;
  • получение своей части бланка.

В случае, если принимающая сторона не имеет возможности выполнить передачу документов в ГУВМ МВД, то данная обязанность ложится на самого иностранца.Действия принимающих:

  • получение документов от мигранта;
  • оформление уведомляющего бланка;
  • выдача иностранцу части бланка;
  • передача документов и анкеты в орган ГУВМ МВД.

Перечень необходимых документов

Список необходимых документов, предоставляемых иностранцем при регистрации на территории РФ, включает:

  1. Удостоверение личности. В качестве данного документа подойдут: заграничный паспорт, вид на жительство или разрешение на временное пребывание.
  2. Бумагу, свидетельствующую о невозможности самостоятельного направления уведомления принимающей стороной. Если принимающая организация не имеет возможности выполнить передачу документов для регистрации мигранта, то она обязана уведомить об этом орган МВД.
  3. Письменное разрешение, позволяющее иностранцу самостоятельно произвести подачу уведомления. Если иностранец изъявил желание встать на учет своими силами, то ему необходимо получить у принимающей стороны отдельное разрешение.
  4. Копии бумаг о праве собственности на жилищную площадь.
  5. Копию миграционной карты иностранца.

Важно! Образец уведомления о прибытии иностранца возможно найти на сайте ГУВМ.

После приема всех документов сотрудники ГУВМ проставляют на отрывной части бланка отметку о регистрации мигранта.

Куда обращаться

Вставать на учет возможно несколькими различными путями. Каждый из нижеперечисленных вариантов равнозначен и имеет юридическую силу:

  • официальный портал Госуслуги;
  • МФЦ;
  • почтовая служба;
  • ГУВМ МВД.

Поставка на учет через портал идентификации и аутентификации

Регистрация мигранта через официальную платформу Госуслуги производится по следующему простому алгоритму:

  1. Переход по ссылке на сайт.
  2. Авторизация в личном кабинете. Если у пользователя нет учетных данных, то ему необходимо пройти процесс регистрации.
  3. Перейти в раздел Категории услуг и кликнуть на подходящий вид услуги.
  4. Внести данные касательно собственника квартиры и указать причины, по которым владелец имущества хочет прописать иностранца.
  5. Дать разрешение на обработку персональных данных и кликнуть на кнопку Отправить.

В процессе поставки на учет через интернет пользователю необходимо предоставить список бумаг, включающий:

  • ВНЖ, РВП или другой документ, подтверждающий правомерность нахождения иностранца в стране;
  • оригинал паспорта;
  • заполненный миграционный бланк;
  • копию согласия владельца недвижимости;
  • копию арендного договора;
  • справку о статическом учете, если таковая имеется.

Регистрация иностранца через МФЦ

Для поставки на учет во время визита в МФЦ иностранцу необходимо предоставить:

  • паспорт или иное удостоверение личности;
  • миграционную карту;
  • извещение о прибытии;
  • право на владение жилищной площадью.

Принимающая сторона, регистрирующая мигранта через МФЦ, должна подготовить:

  • удостоверение личности;
  • извещение о прибытии мигранта в страну;
  • копию паспорта, РВП или ВНЖ иностранца;
  • копию миграционного бланка.

Поставка на учет через МФЦ производится без необходимости оплаты государственной пошлины. Рассмотрение заявление осуществляется в день его подачи.

Поставка на учет через Почту России

Передача документов через почту разрешено законодательством. Данный метод весьма популярен у мигрантов, поскольку для регистрации через почту достаточно:

  1. Подготовить полный пакет необходимых бумаг.
  2. Посетить удобное отделение почтовой службы.
  3. Отправить документы заказным письмом в ГУВМ.

Обратная связь будет осуществлена по адресу, указанному в заявлении в качестве места проживания иностранца.

Регистрация через официальный сайт ГУВМ МВД

С недавнего времени появилась возможность поставки на учет через портал ГУВМ МВД. Для регистрации иностранцам или принимающей стороне необходимо:

  1. Перейти на официальный сайт по следующей ссылке.
  2. Кликнуть на надпись Перейти на страницу ГУВМ.
  3. Нажать на меню Онлайн-сервисы и выбрать категорию Прием обращений граждан и организаций.
  4. Из списка госорганов выбрать управление по вопросам миграции и нажать на кнопку Продолжить.
  5. Ознакомиться с информацией и нажать на кнопку Подать обращение.
  6. Заполнить анкету, указав все необходимые сведения и текст обращения.
  7. Подтвердить передачу сведений, кликнув на клавишу Отправить обращение.

Процедура продления

Продление учета возможно на основании причин, описанных в ФЗ №115. Согласно закону, мигрант вправе продлить срок пребывания на основании следующих бумаг:

  • виза;
  • вид на жительство;
  • разрешение на временное пребывание;
  • разрешение на работу;
  • патент.

Причины отказа

Не всегда поставка на учет производится без проблем. В нижеперечисленных ситуациях органы МВД вправе отказать иностранцу в регистрации:

  • правдивость предоставленных бумаг вызывает сомнение;
  • справка или свидетельство поступили в ГУВМ МВД в испорченном или поврежденном виде;
  • один из совладельцев недвижимой собственности не дал своего разрешения на проживание;
  • ордер на квартиру или дом аннулирован;
  • собственник квартиры не подал заявку.

Возможность обжалования

При исправлении огрехов принимающая сторона и иностранец имеют право выполнить повторную подачу документов. В крайней ситуации решение миграционной инстанции возможно обжаловать в суде.

Снятие с учета

Снятие с регистрации мигрантов, желающих выехать за пределы РФ и вернуться в свою страну, производится по схеме, включающей:

  1. Подачу заявления.
  2. Ожидание решения сотрудника миграционной инстанции.
  3. Получение вердикта о снятии с учета.

В итоге: как производится поставка мигрантов на учет

Регистрация обязательная для всех граждан иностранных государств, пребывающих на территорию России. Стать на учет необходимо в течение 7 дней.

Отправить документы в ГУВМ МВД возможно четырьмя способами: через интернет портал Госуслуги, через МФЦ, через официальный сайт миграционной службы и по почте. В некоторых ситуациях государственная инстанция вправе отказать иностранцу в регистрации и запретить пребывание или въезд в Россию.

Внимание! Если возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана!

Миграционный учет граждан в Российской Федерации

Принято считать, что миграционный учет граждан нужен только в отношении приезжих, тем не менее, в России миграционное законодательство касается и имеющих гражданство людей. Несоблюдение норм и законов в этой области приводит к самым разным санкциям, в зависимости от допущенного гражданином нарушения.

Специфика учета граждан

Миграционный учет создан для того, чтобы отслеживать передвижения людей внутри страны и фиксировать приезжих. Необходимость в таком учете появилась еще во времена СССР, когда передвижение по стране с последующей сменой места жительства было серьезно ограничено самим государством. Сейчас нормативные акты дают большую свободу, но цели в большинстве своем преследуются те же:

  • Возможность в любой момент узнать местонахождение лица, свершившего правонарушение.
  • Возможность без труда узнать адрес потерявшегося человека.
  • Возможность осуществления медицинской или социальной помощи.
  • Возможность подсчитать население населенного пункта и отдельно взятого региона.
  • И еще очень много самых разных, в том числе и косвенных, возможностей, которые могут улучшить взаимодействие граждан с государством.

Относительно приезжих цели все те же, с той лишь разницей, что миграционный учет иностранных граждан в российской федерации осуществляется еще и для того, чтобы понимать, какую часть населения составляют мигранты, откуда они и где они находятся. В соответствии с показателями миграционной службы за отдельными регионами вводится особый медицинский и санитарный надзор.

В то же самое время миграционный учет может становиться серьезнее в случае, если в стране проходят международные спортивные соревнования, фестивали, или есть террористическая и прочие угрозы.

Учет граждан РФ

Миграционный учет российских граждан в Российской Федерации осуществляется для разных целей. Наиболее привычными объектами учета являются паспорт и прописка по месту жительства, либо временная регистрация.

Необходимость подобных манипуляций произрастает все из тех же целей государства: обеспечение безопасности и должного контроля. В зависимости от того, где именно прописан или зарегистрирован человек, будет производиться адресная социальная и медицинская помощь. Также информация об истинном местонахождении гражданина необходима налоговой и прочим службам для направления корреспонденции.

Учет иностранных граждан

В случаях, когда гражданин приезжает в Россию в туристических целях или в не долгосрочную командировку – на учет становиться нет необходимости. Также на учет не нужно становиться в том случае, если посещение России является транзитным. Миграционный учет иностранных граждан нужен в случае, если гражданин:

  • живет на территории страны;
  • работает на территории страны;
  • имеет бизнес на территории страны.

Регистрация по месту жительства

Миграционный учет делает регистрацию по месту жительства обязательной процедурой, так как именно при помощи нее можно установить место проживания конкретного человека, или хотя бы лиц, которые могут иметь связь с этим гражданином. Регистрация по месту жительства является обязательной процедурой для всех, в то же самое время, если гражданину негде регистрироваться, то он может встать на учет по месту пребывания.

Для граждан России

Миграционный учет российских граждан не вызывает особенных сложностей у людей, так как он проходит частично без их ведома – миграционная служба просто собирает и оцифровывает, вводя в единую базу, данные о регистрации человека.

Также непосредственно при рождении человек получает гражданство страны, однако лишь в тех случаях, когда один или оба родителя являются гражданами страны, либо ребенок рожден на территории России. В таком случае новорожденного регистрируют как гражданина России.

Для того чтобы прописаться в доме или квартире, гражданину РФ нужно прийти в паспортный стол, имея на руках паспорт и документ подтверждающий право собственности, либо согласие владельца квартиры или других прописанных лиц на совместную прописку. В паспортном столе нужно будет заполнить заявление, также придется оставить на неделю паспорт. Когда все манипуляции будут совершены, паспорт вернут владельцу.

Для иностранцев

Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации проходит несколько сложнее, так как для получения регистрации необходимо предоставить ряд документов, а иной раз и искать место, где можно получить постоянную или временную прописку. Если с местом регистрации проблем не возникает, то мигранту во время регистрации нужно предоставить следующие документы:

  • Признанное в России удостоверение личности (паспорт страны, где есть гражданство, и признанной большинством других стран, либо РФ).
  • Подтверждение возможности проживания на территории страны, например, вид на жительство.
  • Паспорт квартиры или любая другая бумага, подтверждающая право проживания в помещении.

Регистрация на месте пребывания

Регистрация по месту пребывания необходима в случаях особого повышенного режима безопасности или при условии нахождения иностранного гражданина в России без наличия регистрации по месту жительства. Стоит отметить, что регистрация на месте пребывания выполняется лишь в частных случаях.

Для граждан РФ

В подобной регистрации нуждаются не все граждане России и не всегда. Как правило, регистрироваться по месту пребывания нужно тем гражданам, которые не имеют прописки и хотят воспользоваться благами, которые дает государство. Либо тем гражданам, которые нуждаются в административном надзоре и не имеют прописки в городе, где этот надзор назначен.

Но бывают и исключения, которые вводятся на время на какой-то конкретной территории. Таким исключением может стать наплыв болельщиков, который требует регистрации по месту пребывания всех въезжающих в конкретный город граждан. В таком случае обычно проводится регистрация въезжающих в город, непосредственно на границе населенного пункта, либо на авто- и железнодорожных вокзалах, в портах и аэропортах.

Для иностранных граждан

Если иностранный гражданин не имеет прописки в городе, где он временно или постоянно проживает, миграционный учет иностранных лиц требует встать на контроль по месту пребывания. Для этого иностранному гражданину нужно:

  • явиться в местную миграционную службу;
  • показать документ, удостоверяющий личность;
  • дождаться внесения данных в единую систему и получить отрывную часть бланка, заполненного сотрудниками службы.

На регистрацию по месту пребывания у мигранта есть неделя. В случае, если время на совершение этой процедуры затянулось, гражданина будут ожидать штрафные санкции, при повторном нарушении возрастает вероятность депортации из страны.

Подобную процедуру регистрации необходимо повторять каждый раз, когда иностранный гражданин меняет место своего пребывания. Но только в случае, если он действительно проживает на территории страны.

Для тех граждан, кто вынужден в силу профессиональных и прочих особенностей часто менять место пребывания, и при отсутствии нарушений есть упрощенная форма передачи информации о своем нахождении – посредством почты. В таком случае гражданин должен отправить копии документов почтой России в ближайшее отделение миграционной службы и по почте получить отрывную часть бланка. Стоимость подобных почтовых пересылок фиксированная – 118 рублей.

В случае, если цель посещения Российской Федерации – туризм, нужно отметиться лишь дважды на границе, по прибытии в страну и во время отъезда.

Учет людей, не имеющих гражданства

В современном мире возможно отсутствие гражданства как такового. Причин для этого может быть целое множество, потому учет таких лиц стоит особняком. Хотя миграционный учет иностранных граждан мало чем отличается от учета “граждан мира”.

В первую очередь, лицу, не имеющему гражданства, необходимо отмечаться в миграционной службе по месту своего пребывания и иметь при себе документы, подтверждающие личность. Делать это нужно не позднее, чем через семь дней после прибытия в место пребывания.

Также и регистрация по месту жительства проходит при наличии вида на жительство, документов, подтверждающих личность и право на проживание в помещении.

Несмотря на то, что люди без гражданства встречаются не так часто, у них есть все необходимые права, начиная с права на работу и заканчивая правом на приобретение недвижимости и инвестиции. Также “гражданин мира” может получить гражданство РФ.

Штрафные санкции

В случае несоблюдения миграционного законодательства гражданина Российской Федерации, гражданина без гражданства и иностранного гражданина ожидают штрафные санкции. В каждом отдельном случае мера наказания разная, начиная от денежного штрафа или назначения исправительно-трудовых работ до депортации из страны (за исключением граждан, имеющих гражданство РФ).

Перечень возможных мер :

  • Штраф – может назначаться бесконечное количество раз.
  • Исправительные работы – назначаются в случаях, когда нарушителю нечем оплатить штраф.
  • Депортация из страны может быть разной. В некоторых случаях человеку запрещается работать и жить на территории страны в течение какого-то времени, в других случаях ограничивается въезд на территорию страны. Продолжительность подобных ограничений может быть разной, от нескольких месяцев до нескольких десятков лет, также возможен и пожизненный запрет на въезд в с страну.

В случае, если у человека, которому грозит депортация, нет гражданства, то высылают его не на родину, а в свободную зону, например, аэропорт, и там он дожидается, пока какое-то государство не решит принять к себе “гражданина мира”. Либо он сам обращается в посольство интересующей страны с письменной просьбой принять его в страну.

Получение гражданства

Выдача гражданства также входит в список компетенций миграционной службы.

В случае, если гражданин решит получить гражданство России, он должен знать, что в РФ разрешено иметь двойное гражданство, соответственно, прощаться с гражданством родной страны не обязательно.

Преимущество в получении гражданства будут иметь:

  1. Дети, рожденные в браке, где один из супругов имеет гражданство РФ.
  2. Человек, вступивший в брак с гражданином РФ.
  3. Репатриант.
  4. Гражданин, которого пригласила семья, имеющая гражданство на территории страны (восстановление семьи).
  5. Специалист, имеющий редкие навыки в своем деле.
  6. Ученый.

Во всех остальных случаях человек должен сперва встать на миграционный учет и получить разрешение на временное проживание, после – вид на жительство, прожить в стране еще 5 лет и не иметь каких-либо нарушений, которые могут быть внесены в резюме просящего о гражданстве. И только после этого гражданин может подать заявление на получение гражданства в миграционную службу.

Законодательные акты

Миграционный учет регулируется разного рода законодательными и нормативными актами, но самым главным среди них является Федеральный закон под номером 109.

Федеральной закон для Российской Федерации стоит фактически на одном уровне с Конституцией, потому именно в нем прописаны основополагающие моменты.

В ФЗ 109 о миграционном учете, принятом в Госдуме еще в 2006 году, 26 статей, каждая из которых прописывает этапы постановки человека на учет и снятие с него, обязанности миграционных органов, сроки рассмотрения заявлений и так далее. Именно на Федеральный закон нужно опираться в случае возникновения конфликта со службой миграции.

Кроме федеральных законов, можно также ориентироваться на постановления правительства, которые могут быть полезны в случаях, когда, например, необходимо уведомить миграционную службу по почте. Такая возможность с установлением оплаты прописана в постановлении от 15.01.2007 года “Об установлении оплаты за услуги почтовой связи”.

Миграционный учет в Российской Федерации построен таким образом, что гражданину намного удобнее стоять на учете и получать разнообразные государственные услуги, чем с ужасом ожидать разного рода штрафных санкций.

Миграционный учет: что нужно знать, принимая на работу иностранца

Автор: Ольга АБАШНИКОВА, методолог BDO Unicon Outsourcing

Горячие вопросы:

Когда работодатель обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца?

Как поставить на миграционный учет иностранца?

Нужно ли уведомлять о прибытии иностранца в место командировки?

Миграционный учет нужен, чтобы зафиксировать и обобщить сведения об иностранцах и лиц без гражданства. В частности, к таким сведениям относятся гражданство, цель въезда и заявленные сроки пребывания, дата постановки на учет по последнему месту пребывания и т. д. Ведет такой учет ФМС России и ее территориальные отделения. В большинстве случаев направить уведомление о прибытии мигранта в место пребывания – это обязанность работодателя. И, как правило, возникают вопросы, в отношении каких иностранцев необходимо отправлять уведомление, куда и в какие сроки.

Когда работодатель обязан ставить на учет временно пребывающего иностранца?

Принимаем на работу временно пребывающих иностранцев. Обязаны ли мы ставить их на миграционный учет?

Работодатель обязан поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранца, то есть направить соответствующее уведомление в ФМС России, если является для него принимающей стороной. Иностранные граждане подлежат учету независимо от того, какой они имеют статус. Временно и постоянно проживающие иностранцы должны быть зарегистрированы по месту жительства и поставлены на учет по месту пребывания, временно пребывающие – только поставлены на учет по месту пребывания (ч. 2, 3 ст. 7, ст. 14, ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109- ФЗ, далее – Закон № 109-ФЗ). Это связано с тем, что по месту жительства иностранец может быть зарегистрирован, только если у него есть право владения или пользования жилым помещением (п. 1 ст. 15, подп. «в» п. 1, подп. «б» п. 2 ст. 17 Закона № 109-ФЗ).

Под местом жительства иностранного гражданина понимается жилое помещение, по адресу которого он зарегистрирован в установленном порядке (п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). Под местом пребывания – жилое помещение, которое не является местом жительства, а также иное помещение, в котором иностранец находится и по адресу которого ставится на учет в установленном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). По месту жительства мигрант регистрируется самостоятельно. Для этого он подает соответствующее заявление и ему проставляют в виде на жительство или в разрешении на временное проживание конкретный адрес жилого помещения (ч. 1 ст. 18 Закона № 109-ФЗ).

Иностранца на учет по месту пребывания ставит принимающая сторона, самостоятельно он это сделать не вправе. Исключение составляют случаи, когда принимающая сторона не может направить уведомление в орган ФМС России по уважительным причинам, а также если иностранец имеет в собственности жилое помещение, которое он заявит в качестве своего места пребывания (ч. 3, 3.1 ст. 22 Закона № 109-ФЗ). Принимающей стороной по отношению к иностранцу могут выступать юридические лица, их филиалы или представительства, граждане РФ, а также постоянно проживающие в России иностранцы и т. д. (п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ).

При постановке иностранца на учет по месту пребывания государственная пошлина не взимается (п. 52 административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 августа 2013 г. № 364).

Как поставить на миграционный учет иностранца?

К нам трудоустраивается временно пребывающий безвизовый иностранец. Он заявил, что уже поставлен на миграционный учет по адресу жилого помещения. Должны ли мы ставить его на учет по месту нахождения юридического лица? В каком порядке ставится на учет временно пребывающий иностранец?

Нет, вам не нужно ставить иностранца на миграционный учет по месту нахождения юрлица. Иностранный гражданин, временно пребывающий в России, должен быть поставлен на учет по месту пребывания (ч. 3 ст. 7 Закона № 109-ФЗ). При этом он может подлежать учету как по адресу жилого помещения, так и по юридическому адресу работодателя (подп. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 109-ФЗ). В рассматриваемой ситуации иностранец уже встал на учет по месту пребывания (жилое помещение) до того, как трудоустроился.

ПРАВО И ПРАКТИКА

Однако работодателю нужно убедиться в правдивости слов соискателя. Для этого попросите его представить отрывную часть уведомления о прибытии иностранца в место пребывания. При трудоустройстве безвизовый иностранец предъявляет патент, в котором определена территория, где работнику разрешено трудиться. Место пребывания, указанное в отрывной части уведомления, должно совпадать с территорией, которая определена в патенте. Иначе работодатель становится принимающей стороной и обязан поставить работника на учет по адресу своего местонахождения.

Постановка на миграционный учет временно пребывающего иностранца представляет собой следующую процедуру. Работодатель – принимающая сторона должен уведомить территориальное отделение ФМС России о том, что иностранец прибыл в место пребывания. Сделать он это может лично, через многофункциональный центр или направить уведомление по почте (подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ, п. 22, 27 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9, далее – Правила). Форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 23 сентября 2010 г. № 287. Для того чтобы работодатель смог заполнить уведомление, иностранец обязан предъявить ему миграционную карту и документ, удостоверяющий личность (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

После того как работодатель уведомит ФМС России, ему должны выдать отрывную часть бланка уведомления с отметкой о прибытии. Этот документ необходимо вручить иностранцу. Наличие у работника отрывной части будет подтверждением того, что он поставлен на миграционный учет (подп. «б» п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 109-ФЗ).

Важным моментом, на который стоит обратить внимание работодателю, являются сроки, в которые необходимо поставить на учет иностранца. Так, мигрант должен быть поставлен на учет в течение семи рабочих дней с момента прибытия в место пребывания (п. 3 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Если работодатель направляет уведомление по почте либо через многофункциональный центр, то бланк надо заполнить в двух экземплярах. Один из них будет храниться на почте либо в многофункциональном центре в течение года (п. 27 Правил).

Нужно ли ставить на миграционный учет граждан Белоруссии, Казахстана, Армении?

Наша организация периодически принимает на работу граждан Белоруссии, Казахстана и Армении. Нужно ли их ставить на миграционный учет?

Да, работодатель обязан ставить на миграционный учет граждан Белоруссии, Казахстана и Армении, если является принимающей стороной. Граждане из перечисленных стран пользуются льготами, так как между этими государствами и Россией заключен Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор о ЕАЭС). Однако они, как и остальные иностранцы, подлежат миграционному учету (ст. 7 Закона № 109-ФЗ).

При этом есть одно отличие – иностранные граждане, приехавшие из Белоруссии, Казахстана или Армении с целью трудиться, вправе не вставать на учет в течение 30 дней со дня въезда в Россию (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Только после истечения этого срока работодатель должен поставить их на учет по месту пребывания (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС, ч. 2, 3 ст. 7, ч. 1, 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). В общем случае мигранты должны быть поставлены на учет в течение семи дней со дня прибытия в место пребывания (таблица на стр. 49).

Когда иностранцу продлевается срок пребывания в России?

Мы заключили с безвизовым временно пребывающим иностранцем трудовой договор на неопределенный срок. Патент у него действителен, а вот срок пребывания истекает. Обязаны ли мы продлить указанный срок? Как продлить срок временного пребывания иностранца?

Срок временного пребывания иностранца в России продлевается автоматически, если он получил патент (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, далее – Закон № 115-ФЗ). Однако об изменении срока пребывания иностранца надо уведомить ФМС России в течение трех рабочих дней, так как данные сведения относятся к фиксируемым. Для этого нужно отправить соответствующее заявление, к которому приложить заполненный бланк уведомления о прибытии и копии необходимых документов (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона № 109-ФЗ, п. 42 Правил). Сделать это должен работодатель, если является принимающей стороной, а если нет, то сам иностранец.

Срок пребывания иностранца на территории России зависит от его статуса. Так, в частности, если иностранец:

– временно пребывает в стране и въехал в визовом порядке, то срок пребывания ограничен сроком действия визы;

– временно пребывает в стране и въехал в безвизовом порядке, то пребывание ограничено сроком 90 суток суммарно в течение каждого 180-дневного периода (п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ);

– постоянно проживает в стране, то срок пребывания ограничен сроком действия вида на жительство (выдается на срок до пяти лет) (п. 3 ст. 8 Закона № 115-ФЗ);

– временно проживает в стране, то срок пребывания ограничен сроком действия разрешения на временное проживание (выдается на три года) (ст. 6 Закона № 115-ФЗ) и т. д.

Срок временного пребывания иностранца в России продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента, продлении срока действия визы и т. д. (п. 2, 5 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). Соответствующее заявление нужно подать в территориальный орган ФМС России по месту постановки иностранца на учет. Сделать это нужно не позднее семи рабочих дней до окончания срока временного пребывания (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 15 декабря 2014 г. № 655). Если иностранцу продляют срок пребывания, то в его миграционной карте ставится отметка. При отказе – вручается уведомление. Решение принимается в течение семи рабочих дней (п. 10, 12, 13 Порядка, утвержденного приказом ФМС России от 15 декабря 2014 г. № 655).

Нужно ли уведомлять о прибытии иностранца в место командировки?

У нас работает временно пребывающий визовый иностранец. Мы его отправляем в служебную командировку в другой город продолжительностью 10 дней.

Нужно ли его ставить на учет по месту командирования?

Да, нужно, поскольку временно пребывающий иностранец должен быть поставлен на учет не позднее семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания (п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). При этом если иностранец остановится в гостинице, то направить уведомление должна администрация гостиницы. После того как работник вернется из служебной поездки, ему нужно будет вновь встать на миграционный учет.

В случае если в командировку едет высококвалифицированный специалист, то его можно не ставить на учет в месте командирования в течение 30 дней (ч. 4.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ). Учтите, что направить временно пребывающего иностранца за пределы субъекта, где было выдано разрешение на работу, можно, но только если он работает по профессии, которая указана в Приложении к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н. Например, переводчик, корреспондент, экспедитор и т. д.

Нормативная база

Актуальные тексты документов доступны на эл.Кдело.рф

Документ

Поможем вам

Часть 3 ст. 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ

Уточнить, в какой срок нужно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

Пункт 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Узнать, что граждане Белоруссии, Казахстана и Армении, прибывшие в Россию для трудоустройства, могут не вставать на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда

В какой срок необходимо ставить иностранца на учет по месту пребывания

Категория иностранца

Срок постановки на учет

Постоянно проживающий, постоянно или временно пребывающий иностранец

Не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранца в место пребывания

Постоянно, временно проживающий или пребывающий иностранец, если он находится в гостинице, учреждении, исполняющем административное наказание, учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и т. д.

В течение одного рабочего дня, следующего за днем прибытия иностранца в место пребывания

Постоянно проживающий иностранец, если он не имеет места жительства или работает вахтовым методом

Не позднее 90 дней с момента въезда в Россию иностранца

Высококвалифицированный специалист, при передвижении по территории России

Не позднее 30 дней с момента прибытия в новое место пребывания

Граждане республик Беларусь, Казахстан или Армения

Не позднее 30 дней с момента въезда в страну

Важные выводы

1. Работодатель должен поставить иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания, только если является принимающей стороной.

2. Отрывную часть бланка уведомления о постановке иностранца на учет по месту пребывания с отметкой о прибытии работодатель должен отдать иностранцу. Этот документ будет доказательством того, что тот встал на миграционный учет.

3. Граждане Белоруссии, Казахстана и Армении подлежат миграционному учету по месту пребывания. Но в отличие от остальных иностранцев они вправе не вставать на учет в течение 30 дней со дня въезда на территорию РФ, если прибыли с целью трудиться.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан (сроки, документы) в 2020 году

После прибытия в РФ иностранцу из любой страны необходимо встать на учет по месту регистрации. Сделать это нужно обязательно в определенные сроки, которые прописаны в законодательстве для некоторых стран. Куда для этого нужно обратиться и с какими документами, в какие сроки необходимо это сделать? Обо всех правилах учета рассказано в этой статье.

Период постановки на миграционный учет для иностранцев в 2020 году

По правилам миграционного учета иностранцу дается срок для уведомления уполномоченной службы о прибытии. Сделать это нужно в течение 7 дней с момента пересечения государственной границы. После этого гость может оставаться в РФ 90 дней законно. Если виза в РФ выдана на многократной основе, это время в 90 дней считается суммарно в течение 180 дней нахождения в РФ.

По истечении 90 дней иностранец должен продлить право на проживание в стране, обратившись в ФМС РФ либо выехать с территории России. При оставлении в зарубежном государстве необходимо предоставить доказательства уважительной причины нахождения более длительный срок.

Ряд стран имеют особенные сроки для постановки на учет. Считать их нужно согласно предоставленному списку. В остальных случаях исключения не предусмотрены и принимается во внимание 7-дневный срок. Если иностранец не имеет намерения оставаться в стране более указанных сроком, то ему не нужно подавать уведомление в миграционный орган:

  • Республика Беларусь – 30 суток;
  • Кыргызстан – 30 суток;
  • Армения – 30 суток;
  • Таджикистан – 15 суток.

Кто ставит на учет по прибытию иностранца в РФ в 2020 году

Въезд из-за рубежа и регистрация гражданина могут осуществляться бесплатно либо по приглашению резидента РФ – лица с российским паспортом, имеющего РВП или ВНЖ, юридическое лицо с аккредитацией в России.

Внимание: в 2020 году начал действовать закон, запрещающий прописывать иностранцев по юридическому адресу компании-работодателя. Обязательно проживание должно проходить в том же месте, которое фактически указано на бланке уведомления.

При вызове иностранца с целью трудоустройства в РФ все формальности по заключению документов ложатся на компанию. Она же несет ответственность на предоставление нормальных условий проживания, размещение сотрудника, предоставление ему материального обеспечения. Штрафы, налагаемые на юридическое лицо, по законам российской федерации значительно больше, чем при самостоятельной поездке иностранца, и могут достигать нескольких миллионов рублей.

В качестве принимающих сторон могут выступать:

Россияне, имеющие регистрацию временного или постоянного характера на территории РФ.Принимаются любые фонды недвижимости, годные для проживания, но не коммерческие объекты.Учитывается наличие свободных квадратных метров согласно норме площади на каждого жильца.
Юридические лица, имеющие аккредитацию в РФ, зарубежного или российского происхождения, к примеру, филиалы иностранных компаний.Постановка на учет осуществляется в ФМС РФ при предоставлении пакета документов на наемного сотрудника из-за рубежа.В качестве организаций рассматриваются также органы государственной власти, международные правительственные учреждения, представительства и филиалы российских фирм.
Иностранец, проживающий в РФ и имеющий статус ВКС. Он должен иметь собственную жилую площадь в России.Гость России может зарегистрировать помещение исключительно на свое имя.Допускается прописка к иностранцам, которые имеют действующий ВНЖ и регистрация по адресу пребывания.

В отношении проживания в жилых помещениях, принадлежащих гражданам или юридическим лицам, принимается во внимание квадратура. Нельзя прописать на жилой площади количество человек больше, чем допускается согласно нормам расселения. На федеральном уровне такой стандарт составляет 6 кв.м. на человека. В некоторых регионах порог достигает 12 или 18 кв.м. К примеру, в квартире 42 кв.м. недопустимо проживание больше 3 людей. При обращении в миграционный стол в регистрации 4-го гражданина последует отказ.

Список бумаг для регистрации иностранца в РФ в 2020 году

Для оформления регистрации потребуется документация как на имя гостя, так и принимающей стороны. В их число входят:

  1. Уведомление по специальной форме – в него вносятся личные данные, сведения об адресе занимаемого помещения и приглашающей стороны, корешок отрывается, на нем проставляется период разрешенного пребывания в РФ и он отдается иностранцу, который должен сохранять его до момента переезда через государственную границу России. Оригинал формы актуальной редакции можно найти на официальном сайте ФМС РФ.
  2. Удостоверение личности иностранца для международных поездок с копией визы и личных данных, если гражданин прибыл из страны с визовым режимом с РФ.
  3. Миграционная карта – кроме граждан Республики Беларусь с копией. Обязательно указываются даты нахождения в РФ в течение 90 дней.
  4. Выписка из Росреестра о наличии собственности во владении принимающей стороны.
  5. Паспорт резидента России, пригласившего иностранца и предоставившего ему жилую площадь. Для компании потребуются дубликаты учредительных документов, приказ о назначении директора, свидетельства о внесении сведений в госреестр и присвоении налогового идентификационного номера. Для российских юрлиц нужна выписка ЕГРЮЛ со сроком давности не более 2 месяцев до момента постановки на учет иностранца. Также будет нужно уведомление из службы статистики в копии.
  6. При найме на работу – копия трудового договора с обязательным указанием срока действия, при приезде к родственникам – свидетельство о заключении брака или о рождении.
  7. Договор найма жилого помещения, в которое планируется прописать иностранца – оно должно удовлетворять санитарно-техническим нормам и стандарту квадратов на каждого жильца. Договор аренды не требуется заверять в Росреестре, достаточно подписание собственником и нанимателем собственноручно.

Юридические лица вправе прописывать на принадлежащей ими или снятой в аренду жилой площади иностранцев, если только организация имеет разрешение на трудоустройство иностранных граждан. Такой документ запрашивает заранее и его действие распространяется на 1 год. Заявление в ФМС РФ на принятие иностранной рабочей силы подается за год до отчетного периода, в котором должен приехать гражданин из-за рубежа для занятия трудовой деятельностью. В иных случаях приглашать в РФ зарубежных гостей для работы юридические лица не имеют права. В ином случае на них будет наложен значительный штраф за нарушение миграционных правил вплоть до приостановки коммерческой деятельности предприятия.

Заполнение уведомления на иностранцев для ФМС РФ в 2020 году

Основой постановки на миграционный учет является подача в подразделение ФМС РФ уведомления о прибытии в РФ лица с иностранным подданством. Осуществляется извещение на основе утвержденной формы, заполняемой принимающей стороной. Подробная инструкция о заполнении заявления есть на официальном сайте ФМС РФ. Не принимается бумага, если она содержит недостатки следующего характера:

  • исправления;
  • помарки;
  • незаполненные поля;
  • несоответствие данных в уведомлении паспортным данным, иным документам.

Можно заполнить бланк онлайн в формате pdf или распечатать его с обоих сторон одного листа и ввести сведения внимательно от руки. При допущении ошибок ил помарок необходимо произвести все действия сначала – с распечатки документа.

Уведомление состоит из двух частей. Верхняя остается с пакетом копий документов для архива в ФМС РФ, а корешок снизу отрывается и передается принимающей стороне для передачи иностранцу. Отрывную часть необходимо беречь для учета, который ведет миграционная служба до момента оставления территории РФ и предъявлять сотрудникам ФМС при проверках на предприятии или в городе.

Наказания за нарушение правил миграционного учета в РФ в 2020 году

При порче или утере документа строгой отчетности иностранца или принимающего его резидента России ждут санкции в размере штрафа от 2 000 до 5 000 руб. по делу об административном нарушении. Размер наказания зависит от региона, в котором фактически находится лицо с зарубежным паспортом.

Максимальная санкция предусмотрена за нарушение миграционного режима в Москве и Московской области. Кроме того, такие действия грозят депортацией за пределы России с запретом на посещение страны в течение нескольких лет. На должностных лиц организаций, допустивших такие нарушения, налагаются штрафы от 35 000 до 70 000 руб., в зависимости от характера нарушений и субъекта РФ, где произошло событие.

На юридических лиц налагается ответственность в размере от 400 000 до 1 000 000 руб. в отношении каждого иностранца, в отношении которого вовремя не осуществлена постановка на учет по прибытию в РФ. Также может быть введена приостановка коммерческой деятельности предприятия, остановка цехов, оборудования и др. на срок до 90 дней или до устранения обстоятельств, послуживших причиной введения таких мер.

Снятие с учета иностранца в РФ в 2020 году

С 10.08.2018 года вступили в силу поправки в ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан в РФ». В документе указано, что вся ответственность за отправление гражданина другого государства лежит на резиденте РФ, принимающем в стране регистрации или постоянного проживания. Привлечение к наказанию осуществляется на основании ст.18.9 КоАП РФ. Для юридических лиц штраф может достигать от 400 тыс. до 500 тыс. за каждого иностранца.

Важно: на практике обнаружить, что иностранное лицо не снято учета в России, можно только при трудоустройстве в то же предприятие, если гражданин выезжал из РФ для обновления миграционной карты или в связи с другими обстоятельствами и заново заехало в Россию.

Порядок снятия с учета иностранцев в 2020 году в РФ

Для сообщения о снятии с регистрационного учета принимающей российской стороне необходимо выполнить следующие действия:

  1. Заполнить уведомление об убытии специальной формы.
  2. Подать документ лично в ФМС РФ представителем организации-работодателя или иностранцем. Вернуть корешок о регистрации по месту пребывания в РФ, полученном при въезде в РФ.
  3. Поставить штамп о принятии заявления и уведомления от миграционной службы в удостоверение исполнения обязанности, предусмотренной административным регламентом о положении иностранцев в России.

Распространенные ошибки

Ошибка 1: Не направление в ФМС РФ уведомления об отбытии иностранца, полагая, что сведения будут переданы автоматически при пересечении государственной границы.

– Сообщение о выезде иностранца действительно попадет с указанием даты в базу миграционной службы, но за это принимающая сторона в РФ будет привлечена к административной ответственности.

Вопрос-ответ

Вопрос 1: Могу ли я выпустить из России работника на Родину, ему нужно по семейным обстоятельствам в Украину на 2 недели, а потом он вернется обратно и продлит одновременно миграционную карту. Но при этом подать уведомление о прибытии один раз и обновить его, не сообщать об убытии, поскольку он вернется?

– Нет, так сделать нельзя. Нужно поставить иностранца на учет в течение 7 календарных дней после прибытия. Накануне выезда сообщить об убытии, а потом снова обратиться в миграционную службу для повторной регистрации. Иначе будет наложен штраф на организацию от 400 до 500 тыс. руб.

Пример из практики

Колымец Л.Л. приехал в Россию к родственникам из Беларуси. Он посчитал, что поскольку заполнять ему миграционную карту не нужно, то и другие обязанности по постановке на регистрационный учет для него как гражданина Белоруссии необязательны. При попытке выезда в отношении него было открыто административное дело и наложен штраф на основании постановления в размере 5 000 руб. с запретом на посещение страны в течение 1 года.

Добавить комментарий