Незаконная и нелегальная миграция в России: организация противодействия ей и проблемы для страны

Нелегальная миграция в мире в 2019 году: причины и последствия. Чем грозит незаконное проживание на территории иностранного государства

Сама по себе миграция – явление крайне важное для геополитической картины мира. Благодаря переселению народов заселились континенты и появились религии. Люди, обладающие здоровым духом авантюризма, меняют среду обитания и меняют мир. Конечно, сегодня мы говорим о миграции, которая происходит согласно букве закона. Ведь каждая из стран уже давно выработала свод законов в области миграционной политики. Однако нелегальная миграция в последние пять лет приобрела масштабы стихийного бедствия. Многие страны страдают от наплыва незаконных мигрантов. О причинах и последствиях незаконного переселения читайте в нашей статье.

Что такое нелегальная миграция?

В мире давно сложилась общая геополитическая карта. В последние 50 лет она претерпевает лишь незначительные изменения. Каждая из 200 стран мира выработала свою миграционную политику, которая зафиксирована в виде законов. Нелегальная миграция представляет собой переселение с нарушением миграционных законов. Нарушение любого законодательного принципа миграции является прямым нарушением закона, а именно:

  • пересечение иностранных государственных границ без разрешения или по поддельным документам;
  • физическое нахождение на территории иностранного государства без документов, удостоверяющих личность или с фальшивыми документами;
  • проживание и работа на территории иностранного государства без разрешения, после окончания визы.

Причины для нелегальной миграции

Во все времена причинами для переселения, в том числе и вынужденного, были два чувства: необходимость в защищённости и поиски лучших экономических условий.

Потребность в защищённости может проявляться в следующем:

  • бегство из страны из-за проблем с законом на родине;
  • бегство от военных действий, разрушительных стихийных бедствий, угрозы жизни, преследований на религиозной, расовой и другой почве.

Экономические причины сводятся лишь к одному — в чужой стране есть неплохие шансы на получение дохода. Нелегальные мигранты настоящего времени стремятся в другие страны в надежде обрести некоторую профессиональную востребованность, способную увеличить заработки. При этом многие понимают, что они будут находиться на нелегальном положении: их зарплаты будут нестабильными и более низкими, чем у легальных работников. Нередко нелегалы, закрепившиеся в иностранном государстве, «подтягивают» к себе родственников и знакомых.

Последствия нелегальной миграции

Массовая нелегальная иммиграция способна привести к следующим последствиям для самих иностранцев:

  • ухудшение здоровья, так как их могут привлекать к вредным, опасным производствам и работам. Отсутствие медицинского обслуживания может привести к потере здоровья, инвалидности и высокой смертности;
  • невысокие стандарты взаимоотношений с работодателями приводят к низким и нестабильным заработным платам;
  • социальная незащищённость и бесправность;
  • риски быть обманутыми как работодателем, так и другими людьми;
  • разрушение семей из-за удалённости;
  • невозможность совершать какие-либо юридические действия (сделки, брак);
  • депортация, штраф, запрет на въезд в иностранные государства. Например, после принудительного выдворения из одной из стран ЕС могут наложить запрет на въезд во все страны Европейского Союза.

Страна, на территории которой проживает большое количество нелегалов, также получает негативные последствия:

  • неконтролируемую санитарно-эпидемиологическую ситуацию;
  • недополучение налогов ввиду того, что не происходят отчисления в бюджеты;
  • увеличение нагрузки на бюджет страны (на медицинское обслуживание, работу органов правопорядка и другие траты государства);
  • увеличение безработицы граждан и снижение доходов населения ввиду того, что рабочие места занимаются нелегалами;
  • перенаселение некоторых районов;
  • увеличение преступности и терроризма;
  • рост недовольства коренного населения.

Нелегальная миграция в России

По разным экспертным оценкам в 2019 году в России находятся от 8 до 10 миллионов незаконных мигрантов. Большинство из них прибыли из стран Средней Азии, Украины и кавказских республик. Нелегалы, как правило, занимаются неквалифицированным трудом. При этом создаются низкие стандарты оплаты труда: в 1,5-2 раза ниже, чем для легального работника, без какой-либо правовой защиты. Каждый нелегал вынужден опасаться проверки документов, а также рейдов полиции и миграционной службы. Российское законодательство предполагает, что нелегал должен быть оштрафован и выдворен за пределы нашего государства. Также предполагается запрет на въезд в страну.

Приток мигрантов

Основными причинами миграции в Россию можно назвать: огромные территории страны, постоянную потребность в рабочих руках и нежелание граждан страны работать на неквалифицированных работах. Одновременно с этим существует масса российских нанимателей, которые готовы брать на работу гастарбайтеров. Соответственно, они экономят на налогах и обязательных сборах. Таким образом, иммигранты знают, что в российской экономике есть значительная прореха и готовы её заполнить. Общую ситуацию усугубляет несовершенство законодательной базы и неорганизованная работа миграционной службы России.

Пути проникновения мигрантов в Россию

Некоторые гастарбайтеры пересекают российские границы в неохраняемых участках, однако основная масса будущих нелегалов в Россию прибывают на законных основаниях. Так как с большинством стран СНГ Россия поддерживает безвизовый режим, многие приезжают в нашу страну легально. Но по истечении 90 дней безвизового режима многие гости России превращаются в незаконных жителей. Часть нелегалов пересекают российские границы при помощи специальных организаторов, которые курируют данный сегмент теневой экономики. Они обеспечивают будущих нелегалов поддельными документами и проводят их через работающий таможенный пункт. В большинстве случае можно говорить о взяточничестве таможенников. Некоторые организаторы, находясь в сговоре с работодателями, трудоустраивают нелегалов на низкооплачиваемые работы (сельское хозяйство, строительство, сфера услуг). В результате въезд в страну и трудоустройство будут оплачены из кармана нелегала.

Ответственность за нелегальную миграцию

Российские правовые нормы ответственности предусмотрены для самого нелегала и для круга лиц, которые помогали ему в ассимиляции. Самые суровые меры наказания могут ожидать организаторов преступной группы, занимающейся перевозкой нелегалов. Так, например, организаторам массового незаконного пересечения российских границ грозит от 5 до 7 лет лишения свободы. Люди, которые взяли на себя ответственность за фиктивную регистрацию нелегала, могут получить до 3 лет лишения свободы и штрафы до 5 тысяч рублей. Для должностных лиц применяются штрафы до ½ млн. рублей, лишение свободы и запрет занимать рабочие посты в течение 3 лет. Работодатель нелегала рискует получить штраф до ½ млн. рублей и административное наказание должностного лица в виде штрафа 40-50 тысяч рублей. На самого нелегала возлагаются следующие виды наказания: штраф до 5 тысяч рублей, депортация и запрет на въезд в Россию от 3 до 10 лет (в зависимости от срока нелегального пребывания в стране).

Процедура депортации

Организатором депортации нелегалов выступает российская миграционная служба. Срок исполнения решения – 5 дней. Иностранный гражданин обязан добровольно и за свой счёт покинуть Россию. Решение можно обжаловать в течение 90 суток со дня вынесения решения.

В том случае, если иностранец уклоняется от добровольного исполнения решения о депортации, то начинаются его поиски сотрудниками ФМС. Нелегал будет взят под охрану и помещен в специальное помещение. Ему будет обеспечено питание, медицинская помощь и необходимые бытовые условия. ФМС обеспечит доставку с конвоем на границу. Там сотрудники миграционной службы проставят штамп в паспорте о запрете въезда в РФ и принудительно переведут через границу. Таким образом выглядит депортация. Расходы на принудительную депортацию возлагаются на нелегала, его родственников, работодателя (если было приглашение, но срок визы прошёл), посольство страны эмигранта или правительство России (что бывает крайне часто).

Куда подать жалобу на нелегального мигранта?

Чтобы заявить о проживании или месте работы нелегалов, нужно написать заявление в миграционную службу или МВД. При этом заявление может быть от одного человека или группы лиц. Также можно подать жалобу без подписи (анонимно). Однако при подаче заявления к сотруднику правоохранительных органов или ФМС нужно прийти с паспортом. В жалобе нужно изложить суть дела, по возможности написать контакты (имена) нелегальных мигрантов. Органы правопорядка обязаны провести проверку в течение недели.

Нелегальная миграция в других странах

Все наслышаны о миграционном кризисе в Европе. Огромный поток беженцев из стран Африки и Ближнего Востока заполонил европейский континент. Беженцы также являются нелегальными мигрантами, однако мировые законодательные принципы выделяют беженцев как отдельную категорию граждан. Но классическое беженство от войн и разрушительных стихийных бедствий предполагает, что человек убегает из своей страны в любую ближайшую страну, готовую его принять. Он не занимается выбором страны и не передвигается по странам в поисках лучшей жизни. Он согласен на кров и мир. Журналистские расследования утверждают, что массовая миграция в Европу – это хорошо спланированное мероприятие, которое спонсируется заинтересованными лицами. Мигранты-нелегалы, бегущие в Европу, в преобладающем большинстве необразованные и абсолютно неграмотные люди, которые не умеют и не собираются работать. Если говорить о трудовой миграции и трудовых нелегалах, то самые массовые переселения наблюдаются в США и Китай.

Канада

Канаду называют страной иммигрантов, так как треть населения – это приезжие. Однако это не означает, что в этой стране преобладают нелегальные мигранты. Канадские власти вовремя оценили степень угрозы от массового вторжения нелегалов и псевдобеженцев, поэтому ввели визовые режимы практически со всеми странами третьего мира. Существенные изменения в миграционную политику Канады были внесены в период с 2008 по 2010 год. Теперь в стране наблюдается примерно 100-200 тысяч нелегалов, которые не могут нанести экономический урон стране. Преобладающее большинство нелегалов прибывают из США (между странами общая граница и безвизовый режим), а также из Филиппин (между странами принято соглашение о безвизовом транзите). На третьем месте среди нелегалов израильтяне.

Соединённые Штаты Америки не понаслышке знают, что такое незаконная миграция. Уже многие годы американское государство борется с массовой миграцией из Мексики и стран Латинской Америки. По различным аналитическим данным количество нелегалов в стране в 2019 году может колебаться от 13 до 40 млн. человек. При этом 2/3 нелегалов проживают в США более 10 лет.

Для незаконных переселенцев существует два основных пути:

  • приехать в США по визе и остаться после окончания её срока;
  • пересечение американских границ через неохраняемые участки.

Финляндия

Чаще всего нелегалы занимаются в Финляндии сбором лесных ягод и грибов. По финскому трудовому законодательству такой вид деятельности не считается трудовой занятостью. При этом предполагается, что человек занимается сбором ягод в качестве хобби и сдаёт урожай государственному специализированному учреждению. А так как Финляндия на 80 % покрыта лесами, количество нелегалов исчисляется десятками тысяч. На подобную нелегальную работу попадают несколькими способами:

  1. Попадают в трудовое рабство (посредник оформляет гостевую или туристическую визу, помогает пересечь границу, а потом отбирает паспорта).
  2. Добровольное решение работать по повышенной ставке, но без официального трудоустройства. В этом случае трудовой эмигрант имеет разрешительный документ и находится в стране на законных основания (в течение срока действия визы и на незаконных основаниях, если останется после просрочки визы).

Китай

По последним данным в Китае находится не менее 50 млн. незаконных мигрантов, включая примерно 1/3 млн. русских, украинцев и белорусов. Это настоящий феномен, учитывая тот факт, что в течение 20 лет именно китайцы нелегально стремились в Европу, Россию и Соединённые Штаты Америки. Они проникали в иностранные государства на кораблях с двойным дном и в фурах с овощами. Но мир изменился, и китайская экономика расцвела. Теперь Китай стал привлекательным для жителей более бедных стран. В Поднебесной стало очень много нелегалов из Африки. Со временем китайское правительство сильно ужесточило порядок получения визы и физически ограничило проникновение в страну. Строятся стены с колючей проволокой, по линии границы устанавливаются электронные датчики. Кроме того, в Китае стала работать программа «Охотники за головами»: китайцы, которые помогают в поимке нелегалов, получают денежное вознаграждение (100 юаней) и горячие линии разрываются от количества звонков. Полиция КНР регулярно проводит акции «100 дней разгона нелегалов», когда зачистке подвергаются целые кварталы. В прошлом году из Китая депортировали 200 тысяч нелегалов из США и Англии. В основном это преподаватели английского языка, которые приехали в страну как туристы, но остались работать в частных китайских школах «на птичьих правах». Руководство страны ужесточает наказание для тех лиц, которые помогают нелегалов.

Япония

В стране Восходящего Солнца практически нет нелегалов. В начале 2019 года японское Министерство Юстиции опубликовало официальные данные о нелегалах. Оказалось, что в Японии насчитали всего чуть более 74 тысяч нелегально проживающих граждан из общего количества населения (126 млн человек). При этом показатели ужаснули японцев, так как превысили предыдущие цифры на 11,5 %. Преобладающее большинство нелегалов приехало из Кореи, Вьетнама и Китая (примерно 45-46 % от общего количества), остальные из Таиланда, Филиппин, Индонезии, Сингапура и Малайзии. Примерно 1,5 % нелегалов неазиатской внешности. Мусульман-нелегалов в стране нет. Это связано с тем, что официальная Япония считает мусульманство экстремистской религией. В связи с опубликованными данными в Японии стали чаще проверять паспорта. Нелегалов ждёт незамедлительная депортация и пожизненный запрет на въезд в Японию.

Заключение

Нелегальная миграция – это распространённое мировое явление. Оно связано с изменением экономической карты мира: как только страна начинает развиваться и процветать, к ней появляется интерес жителей более бедных стран. Это явление вносит существенный дисбаланс в экономику принимающей страны и способно превратиться в миграционный кризис.

Как показывает практика, лучшим способом борьбы с нелегалами является ужесточение контроля на границах (применение современных технологий) в сочетании с усиленным контролем внутри страны (с привлечением населения). Однако «волшебного рецепта» от миграции нелегалов пока нет.

Незаконная миграция

Любая страна с привлекательной экономической и социальной ситуацией интересна для граждан бедных государств. Массовый переезд людей другой национальности влечет за собой массу последствий. Среди самых актуальных — общее напряжение среди коренного населения. Российская Федерация знакома с такой проблемой, как миграция и активно борется с нею.

Процесс миграции

Нелегальная миграция — это противозаконное проникновение в чужую страну с целью осуществления трудовой деятельности и временного или постоянного проживания.

Все незаконные мигранты условно подразделяются государством на 3 основные группы:

  • Лица, которые остались в стране после окончания действия рабочего разрешения или учебного контракта.
  • Лица, пересекающие таможню по поддельным или чужим удостоверениям личности.
  • Лица, проживающие на территории РФ до момента переезда в любую страну Евросоюза.

Незаконные мигранты из Азии

Тех, кто уклоняется от выезда после отказа в получении статуса беженца, также считаются нелегальными иммигрантами.

По временным отрезкам переезд разделяют на сезонный и безвозвратный.

Нелегальная миграция: проблемы и причины

Самыми частыми и распространенными причина переезда в чужую страну являются неблагополучные условия проживания в собственной. К ним причисляют:

  • Социальные. Высокий уровень преступности или война вызывают массовый отток населения в устроенные и спокойные страны;
  • Экономические. Более высокая оплата за неквалифицированный труд в благополучном государстве заставляет людей приезжать «на заработки»;
  • Личные. Политическое давление или проблемы с законом на Родине вынуждают людей мигрировать с нажитых территорий.

Одной из главных внутригосударственных причин называют затянутость бюрократических процедур оформления законного пребывания. Для того чтобы получить официальное разрешение на работу, необходимо сдать большое количество документов и справок. Таким образом, нелегальные мигранты в России пополняют свои ряды в силу сложности правового согласования.

Что хочет получить мигрант

Нелегальные мигранты хотят улучшить свое благосостояние, и заботится о собственной безопасности. Их интересует достойный уровень жизни, медицинского обслуживания и образования для собственных детей. В долгосрочном планировании у большинства из них — вид на жительство, гражданство, покупка жилья.

Массовая миграция семей беженцев

Пути проникновения

Большая часть переселенцев приезжают в РФ из стран ближнего зарубежья с неблагополучной экономической ситуацией. Среди них можно выделить жителей Украины, Киргизстана, Узбекистана, Таджикистана, Армении. Каждый второй из них не хочет или не может узаконить свое пребывание в России. Это порождает возможные пути несанкционированного пересечения границы.

По способу передвижения

В подавляющем большинстве случаев нарушители пересекают границу через официальные пропускные пункты. В качестве удостоверения личности используют подлинные или поддельные документы.

Обратите внимание! Другой опасный способ пересечения — через неохраняемые территории.

По количеству человек

Передвижения могут быть групповыми и индивидуальными. Чаще всего происходят в ночное время и сопровождаются большим количеством рисков для здоровья.

По уровню организации

Беженцы с потенциально опасных территорий (например,военных) приходят в чужую страну спонтанно, без преждевременной организации.

Незаконное пересечение границы

Трудовые мигранты, в особенности низкоквалифицированная рабочая сила, пересекают границу группами. Ситуация усугубляется тем, что заработок на ввозе нелегалов привлекает организованные преступные группировки. Именно они, за определенную плату, не санкционированно ввозят мигрантов в страну.

Факторы влияния на поток и его количество

Причиной нелегальной эмиграции являются:

  • Огромные масштабы теневого сектора экономики России, в котором затребована большая часть мигрантов;
  • Готовность таких людей работать без социальной защиты;
  • Этнические конфликты внутри неблагополучных стран;
  • Недостаточная работа миграционной и пограничной службы;
  • Лазейки в миграционном законодательстве;
  • Недостаточно жесткие меры пресечения незаконного пребывания;
  • Отсутствия финансирования процесса депортации.
Читайте также:  Получение гражданства РФ по праву почвы – предварительные положения и условия участия в программе

Количество мигрантов в России растет с каждым днем

Все они способствуют беспрепятственному проникновению дешевой рабочей силы в страну. Проблему усугубляет отсутствие визового режима со всеми странами СНГ, кроме Туркменистана. Это не дает возможности устроить контроль над потоком приезжих на государственном уровне.

Обратите внимание! Доподлинно выявить количество граждан, незаконно пребывающих в Российской Федерации невозможно. Точно известно, что их число в российских городах, Москве и Подмосковье растет с каждым годом.

Правонарушения со стороны «кочевников»

Самые частые проблемы с законом у таких людей возникают по следующим причинам:

  • Нарушение государственной границы;
  • Подделка документов и дача взяток;
  • Неуплата налогов в казну РФ;
  • Уголовная преступная деятельность.

Проблемы от нелегальной миграции

Незаконная миграция вызывает ряд негативных процессов для страны и нарушает её безопасность. Среди них развитие теневого рынка труда, неуплата налогов в государственную казну, рост преступности и незаконных организованных группировок.

Обратите внимание! Тяжелые условия труда, на которые соглашаются такие люди, подрывают их здоровье и становятся причиной различных эпидемий. Особую угрозу представляет туберкулез и другие инфекционные заболевания. Плохая санитарная ситуация будет создавать угрозу для коренного населения.

Как видно, легализация может принести достаточную пользу для местной экономики. Специальные государственные службы борются с этим явлением. Уполномоченным органом по борьбе с нелегальной миграцией и её причинами является ГУВМ МВД, в частности, специалисты из отдела иммиграционного контроля. В экстренных случаях, нужно обращаться в местное отделение полиции и проблема будет решена.

Способы борьбы с мигрантами

Среди способов сокращения незаконного человекопотока в страну самыми эффективными являются:

  • Контроль над работодателем. Применение жестких штрафных санкций к тем, кто нанимает таких рабочих существенно снижает количество «теневых» вакансий.
  • Справедливое налогообложение. Подоходный налог для граждан РФ составляет 13 % от общего числа доходов. Для нерезидентов доля обязательной уплаты составляет 30 %. Снижение ставки может экономически заинтересовать иностранцев платить взносы на законных основаниях.
  • Общая разъяснительная работа. Очень часто нелегалы просто не знают, какие последствия повлечет за собой незаконное пересечение границы. В целом, иностранцы могут не понимать общего уровня рисков и ответственности перед другой страной согласно местного УК.

Спорным остается вопрос отмены квот на рабочие места. Во всем мире, эта мера считается достаточно эффективной и сокращает подпольный поток. Правительство России считает, что из-за высокого уровня коррупции в стране, выдача квот зависит только от финансовых возможностей гастарбайтеров.

Способы зарубежных стран

Опыт таких государств, как Испания, показывает положительные результаты. Регулярная амнистия для трудовых нелегалов, проживших три года в стране, позволила вывести из «тени» зарплаты. Это хороший повод наполнения казны.

Нелегальная эмиграция является острой проблемой для Европы. Так, в 2010 году столкновение румынских цыган с французской полицией в долине Луары привело к массовым беспорядкам и депортации. Вознаграждение при депортации — 400-500 евро за сбор биометрических данных. Поддержка от местного населения по данным соцопросов составила 70-80 %.

Дополнительная информация! Самой совершенной системой по борьбе с мигрантами в мире является японская. Биометрический контроль над любым, попадающим в страну человеком, дает возможность отслеживать статистику пребывания и передвижения. Незаконное пребывание в стране свыше указанного срока влечет за собой ответственность по статье, депортацию или большой штраф (2,5 тыс. долл.). В то же время, работодатель японец платит за незаконного работника штраф в размере 37,5 тыс. долларов или отбывает 3-х летний тюремный срок.

Интерес представляет опыт Израиля в этом вопросе. Каждый депортированный африканец получал на руки на границе 1 тысячу долларов в 2012 году.

Особы жесткие меры борьбы у правительства Соединенных Штатов. По закону, каждому мексиканцу, нарушившему государственную границу, можно предъявить обвинение. Действие кодекса не распространяется на несовершеннолетних. Указанное государство попросту отбирает детей у нелегалов на границе и отдает в органы опеки США. Так, за апрель 2018 года 1995 детей были отняты у своих родителей, как эффективная мера пресечения переселения.

Стена между Мексикой и США — противодействие незаконной миграции

После общего описания ситуации, становится ясно, почему проблематика усугубляется. Российский миграционный поток растет каждый год из-за отсутствия жестких мер контроля над ним. Коррупционные схемы в государственных органах по выдаче патентов создают дополнительную трудность. Исправить ситуацию может только принятие национальных законов, эффективность которых доказана на опыте развитых государств.

Ст. 322 УК РФ. Организация незаконной миграции: ответственность. Противодействие незаконной миграции

Незаконная международная миграция – одна из ключевых проблем в настоящее время. За последние годы она достигла пика. Обусловлено это главным образом нестабильной ситуацией в развивающихся странах, активизацией деятельности террористических организаций. Военные конфликты на Ближнем Востоке, безработица, демографические проблемы – все это влияет на потоки мигрантов, хлынувшие в Россию и на Запад. В РФ незаконная миграция является уголовным преступлением. Рассмотрим далее, какие меры предусмотрены в законодательстве против этого явления.

Общие сведения

Обычно в организации незаконной миграции участвует 3 группы стран. В первую входят государства, из которых уезжают граждане в поисках лучшей жизни. Вторую группу составляют страны транзита. И третьи государства – пункты назначения.

Как показывает статистика, порядка трети мигрантов задерживается в транзитных странах. Часть из них депортируется на родину. Стоит сказать, что из оставшихся 70 % мигрантов только небольшая их часть достигает цели.

В разных странах предпринимаются различные меры по противодействию незаконной миграции. Так, к примеру, в России ужесточаются правила въезда в страну и пребывания в ней. Кроме того, устанавливается уголовное наказание за организацию незаконной миграции.

Актуальность проблемы

В России незаконная миграция входит в число ключевых угроз для экономики. В Стратегии нацбезопасности до 2020 г. прямо говорится о повышении уровня риска, связанного с неконтролируемым перемещением иностранных граждан.

Среди главных негативных последствий организации незаконной миграции в РФ специалисты отмечают рост теневой экономики, интернациональной, трансграничной, этнической преступности.

Неконтролируемое перемещение иностранцев приводит к возникновению межконфессиональной и межнациональной напряженности. Незаконная миграция способствует распространению терроризма и экстремизма.

Как отмечал в одном из выступлений руководитель ФСБ РФ, иностранцы проходят психологическую и военную подготовку в лагерях, получают опыт в горячих точках. Используя мигрантов, они создают бандформирования, распространяются по разным регионам и ведут преступную деятельность.

Особенности борьбы с незаконной миграцией

В существующих сегодня условиях противодействие неконтролируемому перемещению иностранцев становится одной из ключевых задач правоохранительных органов. Ее решение должно осуществляться комплексно.

Противодействие незаконной миграции направлено на выявление и устранение факторов, способствующих ее развитию. В России постоянно совершенствуется миграционное законодательство. На настоящий момент в нем содержится более 240 правовых актов.

Активное создание отечественного миграционного законодательства началось в 90-е гг. Необходимость в нем была обусловлена увеличением потоков вынужденных переселенцев. Сегодня большое внимание уделяется вопросам, связанным с:

  • трудовой миграцией и оптимизацией статуса работающих мигрантов;
  • возвращением в РФ соотечественников, находящихся за рубежом;
  • противодействием и предупреждением незаконной миграции;
  • обеспечением госбезопасности посредством формирования эффективной системы учета и контроля.

Виды ответственности

Реализация положений, регламентирующих миграцию иностранцев, обеспечивается за счет установления административной и уголовной ответственности за их неисполнение. В целях пресечения нелегального перемещения лиц через границу и предотвращения преступлений, совершенных ими ведено несколько уголовных норм, предусматривающих различные санкции.

Так, за незаконное пересечение Госграницы ответственность закреплена в ст. 322 УК РФ. Организация незаконной миграции наказывается по ст. 322.1 Кодекса. В статьях 322.2, 322.3 устанавливаются санкции за фиктивную регистрацию и постановку на учет иностранцев на территории РФ.

Административное наказание за нарушение режима пересечения границы закреплено в главе 18 КоАП.

Нелегальное пересечение границы как угроза национальной безопасности страны

Санкции, установленные в УК РФ за организацию незаконной миграции, достаточно строгие. Это связано с высоким уровнем опасности преступления.

Нелегальным пересечение границы считается, если оно совершено:

  • Без действительных документов, дающих право на въезд в РФ.
  • Без разрешения, выданного в установленном порядке.
  • Субъектом, въезд которому в Россию запрещен.
  • С применением насилия.
  • Организованной группой или предварительно сговорившимися субъектами.

Деяние признается завершенным в момент пересечения линии Госграницы.

Пресечение нелегального перемещения иностранцев предотвращает развитие незаконной миграции.

По УК РФ допускается наказание по совокупности статей. К примеру, если нелегальное перемещение через Госграницу было сопряжено с бандитизмом, захватом заложников, угоном воздушного или железнодорожного транспорта, деяние квалифицируется по ст. 322 и соответствующей норме Кодекса.

Международное сотрудничество

Ответственность за незаконную миграцию предусмотрена практически в каждой развитой стране. На фоне обострения миграционного кризиса многие государства понимают необходимость тесного взаимодействия. Для его обеспечения создаются оперативные каналы связи, по которым идет активный обмен информацией между правоохранительными структурами стран-партнеров. Такое взаимодействие позволяет осуществлять согласованные действия по регулированию потоков иностранцев, контролю за незаконной миграцией, пресечению трансграничной преступности. Россия, к примеру, является участницей Соглашения о сотрудничестве, подписанного между странами ШОС.

Межгосударственное взаимодействие, несомненно, приносит результаты. Так, за последние 10 лет наблюдается существенное изменение структуры преступности иностранцев. Значительно уменьшилось число тяжких, особо тяжких посягательств. Эти изменения обусловлены главным образом совершенствованием государственной миграционной политики, применением мер ответственности к нарушителям законодательства.

Статистические данные

Стоит, однако, отметить, что, несмотря на множество принимаемых мер, незаконная миграция все еще остается одной из главных проблем современного общества. По разным оценкам, в России ежегодно 3-5 млн иностранцев находятся и работают нелегально. Так, на 2014 г. по фактам нарушений было составлено более 2 млн административных протоколов. За этот же период было пресечено более 45 тыс. преступлений разной тяжести.

Выявление противоправной деятельности мигрантов осложняется тем, что их активность отличается очаговым характером. В основном иностранцы сосредотачиваются в развитых странах, в экономически успешных районах.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.

Решение проблем

Для обеспечения надлежащего контроля за исполнением миграционного законодательства было принято несколько нормативных актов, существенно упрощающих процесс постановки иностранцев на учет, порядок трудовой деятельности лиц, въезжающих в Россию в рамках безвизового режима.

В настоящее время мигранту необходимо получить патент. Этот документ позволяет осуществлять трудовую деятельность официально. С одной стороны, введение патентной системы решило множество вопросов, связанных с трудовой миграцией. С другой же стороны, для оформления разрешения необходимо собрать внушительный пакет документов. Кроме того, процесс его получения стоит немалых денег для иностранца. В результате многие трудовые мигранты становятся нелегальными.

Анализ практики применения норм

Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера. Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.

В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.

Особенности деятельности контрольных органов

Ключевые функции по выработке и реализации госполитики и нормативного регулирования в миграционной сфере возлагаются сегодня на ФМС РФ. В систему контролирующих органов также включены:

  1. ФСБ.
  2. МВД.
  3. МИД.
  4. ФСИН.

Необходимо сказать, что задачи указанных институтов власти существенно отличаются друг от друга по масштабам, полномочиям, методам, формам, уровню специализации.

Результативность предупредительной работы во многом зависит от согласованности уполномоченных органов. В связи с этим, большое значение приобретает координация действий правоохранительных структур по предупреждению и пресечению преступности мигрантов. Ее осуществляет прокуратура.

В процессе реализации координационных задач:

  • анализируются динамика, структура, тенденции преступности мигрантов;
  • изучается практика пресечения и предотвращения противоправных действий;
  • разрабатываются предложения по недопущению нарушений законодательства;
  • подготавливаются информационные материалы и направляются в местные структуры власти;
  • проводятся межведомственные совещания и другие мероприятия.

Профилактическая работа

Она считается одним из эффективных методов противодействия нелегальной миграции. Профилактическая работа ведется различными государственными органами совместно. Кроме этого, разрабатываются планы специальных операций, в ходе которых обнаруживаются места незаконного скопления иностранцев, пресекается противоправная деятельность организаций и частных лиц, транснациональных групп.

За несколько последних лет ФМС совместно с правоохранительными структурами провели огромную работу для устранения нарушений на потребительском и трудовом рынке, транспорте, в лесном хозяйстве и иных сферах, в которых задействованы нелегалы. Многое сделано для ликвидации каналов незаконной миграции.

Прокурорская деятельность

Особую роль в борьбе с нарушениями миграционного законодательства играют прокурорские работники. Проверки, проводимые ими, осуществляются с привлечением сотрудников ФМС, МВД, территориальных подразделений Роспотребнадзора, Роструда и прочих контролирующих инстанций.

В процессе этих мероприятий особое внимание уделяется соблюдению нанимателями правил приема иностранцев на предприятия лесного и сельского хозяйства. По результатам проверок разрабатываются планы реализации дополнительных мер по обнаружению иностранцев, нарушивших законодательство, и лиц, задействованных в организации нелегальной миграции.

Перспективные направления

По результатам анализа практики предотвращения незаконной миграции можно выделить несколько ключевых задач, решение которых позволит усовершенствовать деятельность контролирующих структур:

  1. Организацию комплексного мониторинга соблюдения миграционного законодательства.
  2. Выявление пробелов в нормах и проблем правоприменительной практики.
  3. Выработку предложений по совершенствованию нормативного регулирования.
  4. Организацию информационно-аналитической деятельности.
  5. Совершенствование методов оценки состояния, динамики нелегальной миграции.
  6. Выявление мест скопления иностранцев.
  7. Привлечение к ответственности лиц, нарушивших предписания закона.
  8. Разработку механизмов реагирования в экстренных ситуациях. В частности, речь о действиях при массовой миграции вследствие вооруженных конфликтов, техногенных и иных катастроф.
  9. Развитие межведомственного взаимодействия для ужесточения мер по борьбе с нелегальной миграцией.

Немаловажное значение имеет оптимизация количества лиц, прибывающих в страну, создание для них надлежащих условий. Важным направлением в сфере профилактики незаконной миграции является и обеспечение социальных гарантий для иностранцев. В первую очередь, это касается оплаты труда. Для повышения прозрачности движения средств необходимо обязать нанимателя, использующего труд мигрантов, оформить каждому иностранцу банковскую карту или счет для перечисления денег.

Дополнительные меры

Одним из факторов, предрасполагающих для развития незаконной миграции, является низкая квалификация иностранцев. Для оформления разрешения на проживание, трудовую деятельность субъектам необходимо подтвердить знания языка, основ законодательства и истории РФ.

Для преодоления низкого квалификационного уровня мигрантов необходимо упрощать порядок получения гражданства иностранцев, уже проживающих в стране и являющихся специалистами, инвесторами, выпускниками отечественных учебных заведений либо признанных носителями государственного языка.

Все эти меры способствуют укреплению межконфессионального и межнационального согласия, профилактике конфликтов, решению проблемы социальной изоляции граждан иностранных государств.

В качестве меры предупреждения развития нелегальной миграции выступает сокращение потребности отечественных предприятий в низкоквалифицированных работниках. Необходимо переориентировать экономику на привлечение внутренних трудовых ресурсов.

Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 18.12.2016 2016-12-18

Статья просмотрена: 5211 раз

Библиографическое описание:

Халиуллина, А. И. Нелегальная миграция в России и методы борьбы с ней / А. И. Халиуллина, Л. А. Шагиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36985/ (дата обращения: 04.06.2020).

В статье рассматриваются формирование целостного представления о нелегальной миграции в России, предпосылок и проблем ее возникновения, сделана попытка, выявить недочеты в законодательстве в этой области, показать возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: мигрант, миграция, нелегальная миграция, международная миграция

Проблемы с нелегальными мигрантами есть во многих странах, в том числе в государствах Западной Европы и в США. России в общем списке отведено почетное второе место. По статистике экспертов ООН, девять процентов населения РФ — мигранты, причем больше половины из них находится в стране незаконно. Чем опасна нелегальная миграция в России и как с ней бороться?

Читайте также:  Москва - Тунис: сколько лететь на самолете?

В современных условиях нелегальная миграция становится реальной угрозой для народов и государств. Многие страны, прежде всего развитые, всерьез заняты проблемой нелегалов, и выделяют на решение этой проблемы немалые силы и средства.

Под нелегальной миграцией понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией. Во-первых, усиление иммиграционного контроля во многих странах Запада уменьшило возможности легального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальных каналов. В Западной Европе доля незаконных мигрантов и беженцев, не подавших обоснованных прошений о предоставлении убежища, в общем числе мигрантов возросла с середины 1980-х годов до конца 1990-х годов с 25 % до 50 %.

К нелегальным мигрантам относятся следующие группы лиц:

Первая группа — лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, по поддельным, чужим документам, а также иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям.

Вторая группа — иностранные граждане, обучавшиеся в странах СНГ или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.

Третья группа — это транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран Запада в целях получения там работы или статуса беженца.

Наконец, к нелегальным мигрантам следует также относить тех беженцев, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища [1].

В 2016 году сложилась такая ситуация, что нелегально прибывшие граждане за счет незнания языка и норм права в России, взаимодействуя с обществом, становятся причиной массы проблем. По статистическим данным, за последние несколько лет возросло число преступлений, которые совершили именно выходцы из других государств на нашей территории. Сюда относят мошенничество, несоответствие миграционных документов, воровство, вандализм.

Стало понятно, что проблематика вопроса, а точнее то, как миграция влияет на внутреннюю жизнь России, представляет собой очень серьезный конфликт интересов. Более того, многие эксперты прогнозируют, что поток мигрирующих граждан только будет увеличиваться в будущем году. Это обусловлено сложной экономической и политической ситуацией в мире. Конфликты в Украине и Сирии, повсеместное ухудшение уровня жизни по странам, менее развитых по сравнению с РФ, — это все причины того, почему люди так желают попасть на территорию России, и 2016 год стал тому подтверждением. Именно поэтому возникла необходимость более жесткого контроля граждан и перемен в законодательной базе.

В современной научной литературе и средствах массовой информации существует множество различных оценок количества нелегальных мигрантов. Согласно данным статистики в 2016 году, к странам, для жителей которых миграция в Россию является наиболее типичной, относят:

– Узбекистан (более 2 миллионов человек);

– Украину (более 2 миллионов человек);

– Таджикистан (около миллиона);

– Казахстан (45 тысяч);

– Армения (30-35 тысяч человек).

Строительство в России новых межгосударственных отношений, как с ближним, так и дальним зарубежьем, национальные конфликты на этнической, политической и экономической основе, резкий переход к политике «открытых дверей» при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля — эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для въезда различных категорий иммигрантов, в том числе нелегальных [2]. Внутренние этнические конфликты также повлекли за собой рост миграции на территории государства.

Россия остается, в своем регионе, экономически довольно сильной и после распада Советского Союза стала более притягательной для народов других республик, входивших в состав СССР. Обладая суверенитетом, эти небогатые и экономически зависимые республики не в состоянии обеспечить своих граждан работой, дать им возможность получить образование, а подчас и просто изыскать средства для существовании. Масштаб теневой (неформальной) экономики предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочую силу из-за ее дешевизны и непритязательности. Нелегальный рабочий готов работать за минимальную плату, без каких-либо социальных гарантий [3].

Другая группа причин включает недостатки законодательства и правоприменительной практики. В России для получения разрешения на легальное трудоустройство необходимо предоставить в миграционную службу более полутора десятков бумаг и документов: заявление о выдаче разрешения на работу, оригиналы и копии паспорта, визы, медицинские справки, бланки и т.д. Таким образом, и бюрократизация с каждым годом пополняет ряды нелегальных мигрантов. Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Перечислим данную правовую базу: Федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и ряд других нормативных актов. В целом они придали российской миграционной политике больше ясности и целенаправленности.

Неурегулированный правовой статус прежде всего наносит ущерб самим мигрантам, приводя к тому, что мигранты стремятся минимизировать свои контакты с государственными структурами, оказываются не в состоянии защитить себя в отношениях с работодателями и посредниками при трудоустройстве и фактически становятся современными рабами [4].

Нелегальные мигранты стараются как можно меньше общаться и с населением. В результате возникают национальные анклавы, внутри которых часто встречаются криминальные, в том числе экстремистские проявления. В ответ следуют проявления ксенофобии среди населения, обостряются межэтнические противоречия и между самими россиянами.

Необходимость противодействия незаконной миграции обусловлена еще и тем, что это явление связано с такими опасными проявлениями противоправной деятельности, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рабство и торговля людьми.

В принимающих государствах прослеживаются два подхода к преодолению негативных последствий этого явления. Первый состоит в основном в предоставлении возможности для легализации незаконных мигрантов (их отдельных категорий). Второй подход направлен на ужесточение процедур въезда и пребывания в стране, а также на репрессивную работу миграционных органов. Часто эти подходы политически детерминированы и направлены на получение поддержки определенных социальных групп (это особенно очевидно на примере предвыборных кампаний во Франции и США) [5].

Именно конкретные правовые нормы решили бы большинство проблем, но законодатель по этому поводу молчит.

В среде правоприменителей — миграционных органов — тоже нет единого мнения на этот счет. Но в целом, миграционное законодательство на сегодняшний день их устраивает, хотя им требуется еще немало актов, детально регулирующих отдельные вопросы их деятельности. Например, урегулирование на федеральном уровне вопроса о миграционной инспекции, которая бы следила за законностью нахождения нелегальных мигрантов на территории субъектов РФ и, главное, осуществляла контроль за использованием иностранной рабочей силы предприятиями. Это позволило бы, в том числе, успешнее следить за соблюдением прав нелегалов.

Учитывая, что Россия действительно нуждается в дополнительной рабочей силе для нужд развивающейся экономики, нашему Правительству нужно направлять все силы на легализацию нелегальных мигрантов. Вместо поголовных ограничений и запретов нужно регулирование масштабов спроса на рабочую силу, приспособление миграционных потоков под нужды экономики регионов и страны в целом. В связи с этим очень важно изучение опыта других стран по привлечению в страну качественной рабочей силы. Например, введение балльной системы, с помощью которой на основе ряда личностных характеристик (уровень образования, профессиональный статус, возраст и т.п.) производится градация иммигрантов. Такая система позволяет открывать двери в страну для мигрантов, удовлетворяющих требованиям рынка труда, отбор становится объективным, он не зависит от расовой и этнической принадлежности. И у нас подобная система помогла бы урегулировать миграционный поток, сделать его более качественным, укомплектовать специалистами фундаментальные отрасли экономики.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день наша миграционная политика и миграционное законодательство нуждаются в корректировке. Федеральным органам власти нужно теснее сотрудничать в этой сфере с региональными властями, вникать в их проблемы. И от того, как решится данный вопрос, будет во многом зависеть наша дальнейшая история, наша дальнейшая судьба.

1. Хейфец Б. А. Нелегальная миграция — масштабы и перспективы // Альманах «Восток». — 2006. — № 5

2. Метелев С. Е. . Международная трудовая миграция и нелегальная миграция в России // Закон и право. — 2006

3. Маргания О. Л. CCCР после распада. — СПб: «Экономическая школа» ГУ ВШЭ, 2007

4. Ягодин С. — Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон. — 2003. — № 5

5. Воронина Н. А. Развитие миграционного законодательства в России и странах СНГ. — Москва, 2009

Нелегальная миграция в России

С момента развала СССР экономика России являлась одной из самых стабильных, что вызвало приток эмигрантов из других республик бывшего Союза, которые ищут дополнительный заработок или лучшей жизни в РФ. К сожалению, большинство въезжающих в страну людей прибывают и/или работают без соответствующего разрешения. Но часть из них отказываются ассимилироваться в том обществе, которое их приняло, что вызывает дополнительные социальные проблемы – нарастает напряжение между местными и приезжими, увеличивается конкуренция за вакантные должности, начинается образование различных националистических движений.

Определение термина

Нелегальную эмиграцию можно условно разделить на два типа – нелегальное пересечение границы и неразрешенное пребывание на территории страны. Чаще всего присутствуют оба вида.

Что относится к первому типу:

  • Пересечение рубежей государства в местах, не предназначенных для этого, т. е. где отсутствуют КПП и таможенные пункты;
  • При пересечении границы используются поддельные, просроченные документы или те, что не принадлежат данному лицу либо для пересечения границы документы не используются в принципе;
  • Пересечение границы с надлежащими документами и в соответствующих местах, но с иной целью, чем та, что была указана при заполнении анкеты или при ответе на вопрос работника КПП.

Что относится ко второму типу:

  • Лица, которые легально (или нет) пересекли государственную границу, но при этом не попытались оформиться как беженцы, вынужденные переселенцы или получить временный вид на жительство в государстве;
  • Лица, обратившиеся за статусом беженца/переселенца/вида на жительство, но которым по разным причинам было отказано в обращении;
  • Лица, которые перебираются через Российскую Федерацию в третью страну, но при этом нарушают установленные правила транзита для иностранцев через территорию государства;
  • Те, кто по каким-либо причинам отказались регистрировать своё пребывание в РФ в соответствии с законами России;
  • Те, кто находится в стране дольше того срока, который разрешён им по закону, без попыток продления времени пребывания.

Вернуться к оглавлению

Мифы о нелегальной эмиграции в РФ

За время нелегальной эмиграции на территорию России среди русских начали распространяться различные мифы, касательно данной проблемы, которые со временем были раздуты в СМИ до катастрофических масштабов. К счастью, все эти слухи сильно преувеличены, а некоторые и совсем не имеют под собой стойких обоснований. Но это не значит, что проблем нет или что они не появятся в будущем, поэтому их желательно решать на уровне формирования.

Миф 1: вырождение русских с помощью эмигрантов

В определённых кругах русского общества популярна идея целенаправленной экспансии при помощи эмигрантов стран Закавказья, Центральной Азии и Китая. Как считают сторонники данной идеи: народы этих стран частично целенаправленно, а иногда и нет, заселяют определённые регионы Российской Федерации с целью, чтобы через 20-30 лет на этих землях практически не осталось этнических русских. А также некоторые считают, что при помощи эмигрантов правительства других стран (в первую очередь Китая) хотят «отхватить» некоторые территории России.

Данный миф появился исходя из определённых статистик по миграции в РФ. Источники, из которых были взяты данные часто не проверены и не вызывают доверия. Разные информаторы трактуют различные цифры – где-то пишут, что за последние 10 лет на территорию РФ переселилось около 1 — 2 млн человек, другие приводят цифру 10 — 15 млн мигрантов, а некоторые озвучивают вплоть до 30 млн.

По официальной статистике ООН, за последние 10 лет на территорию России въехало около 12-15 млн человек (как легально, так и нет).

Однако к данным приводится пояснение, что около 85% всех въехавших на территорию страны принадлежали к этническим русским. Следовательно, целенаправленной демографической экспансии простив России нет, либо она носит не такие уж глобальные масштабы.

Миф 2: пройти через южные границы РФ не составляет труда

По мнению некоторых СМИ – южные рубежи Российской Федерации очень легко пересечь нелегальным путём (обход КПП, попытка избежать таможенного контроля или предъявление фальшивых/чужих/просроченных документов). Действительно, на Кавказской и Северо-Западной границе самое большое количество нарушений. На всех остальных КПП тоже находятся лица, желающие нелегально пройти пограничную черту.

По статистике на Северо-Западной и Кавказской границе за год фиксируется до 2000 нарушений, на всех остальных пограничных участках не более 1500 случаев. Однако большинство нарушителей задерживается в последнее время после незаконного пересечения границы.

А также, что касается Северо-Западных рубежей, там где РФ граничит с Финляндией, Норвегией, странами Прибалтики и Беларусью, то здесь чаще фиксируются обратные нарушения, т. е. нелегально пытаются перейти границу со стороны России. Как правило, это так называемые транзитные эмигранты, т. е. те, кто мигрирует из южных стран в Европу, проходя по территории нашего государства, но встречаются нарушения и со стороны граждан РФ.

Однако ситуация с поддельными документами на контрольно-пропускных пунктах встречается достаточно часто (в год фиксируются десятки тысяч случаев). Всех, у кого обнаруживают поддельные/чужие/недействительные документы сразу разворачивают назад, благодаря чему мало кому удаётся пересечь границу данным способом.

Всего нелегально в РФ проходит не более 5 тысяч человек в год, 90% из которых задерживаются и депортируются в ближайшее время после фиксации нарушения.

Миф 3: иностранцы постепенно колонизируют приграничные районы РФ

Один из самых «бредовых» мифов, который практически ничем не обоснован, заключается в том, что иностранные нелегалы ведут хозяйственную деятельность в приграничных регионах (чаще всего, где небольшое число жителей), тем самым пытаясь присвоить определённые территории в пользу соседних государств.

По факту же – максимальное число нерусских граждан, которое было зафиксировано в приграничных районах – около 14% от общего населения региона, этого явно недостаточно для того, чтобы данная территория вышла из состава РФ. А также в ближайшие десятилетия особого прироста мигрантов не ожидается, поэтому национальный состав приграничных территорий сильно не изменится, т. к. большинство нелегалов старается перебраться в крупные города (Москву, Питер, Новосибирск и т. д.).

Миф 4: нелегалы из Центральной Азии занимаются наркоторговлей

Согласно этой легенде – большое количество наркотиков в Россию идёт через южные границы и чаще всего в обход таможни или КПП. В большинстве своём данный миф правдив, т. к. значительная часть наркотрафика в РФ (около 85-90%) поступает через границу с Казахстаном, т. е. основными поставщиками являются всё-таки жители стран Центральной Азии. А также по утверждению самих пограничников, удаётся выявить всего около 1-2% наркотрафика и принять меры к контрабандистам.

Но, несмотря на то, что основная масса наркоторговцев всё-таки из стран Центральной Азии – это не означает, что все или большая часть эмигрантов из этих стран занимаются торговлей наркотиков. Из общего потока людей из Центральной Азии (не считая Казахстана) только 5% является наркоторговцами, остальные же обычные эмигранты. А также стоит учитывать, что наркотики перевозят в основном не через КПП и таможню, а в обход неё.

Миф 5: приезжие из мусульманских стран – это террористы

Из-за последних событий в Европе, а также беспорядков в Чечне, Дагестане и странах Закавказья в конце 90-х, создали укрепившийся миф, что все мусульмане из иностранных государств – это потенциальные экстремисты и террористы. Однако данная выдумка была больше актуальна в начале 2000-х, т. к. в настоящий момент количество мигрантов задержанных на границе РФ с умыслом совершить теракт и/или завербовать кого-либо в экстремистские организации относительно невелико (не более двух сотен случаев за последние несколько лет).

Влияние нелегальной миграции на социально-экономическое развитие страны

На сегодня потоки миграции населения планеты складываются по разным причинам – религиозным, социальным, политическим, экономическим, военным, национальным. В зависимости от причины, по которой переселяется большинство лиц на территорию РФ, складывается определённое влияние на экономику и социальные взаимоотношения в стране.

Но также стоит учесть, что миграционные потоки не только в РФ, но и во многие другие страны мира формируются из-за резких изменений в количестве жителей планеты. Население прирастает неравномерно – в одних странах оно растёт быстрее, в других местные обитатели идут на убыль. Чаще всего в первую категорию попадают земли третьего мира, где власти не в силах взять под контроль демографическую обстановку.

Читайте также:  Как получить гражданство Сент-Китс и Невис за инвестиции в 2020 году: стоимость оформления паспорта

Соответственно, большинство мигрантов – это жители данных государств с неразвитой/неэффективной экономикой, нестабильной ситуацией в регионе. Влияние на развитие страны, принимающей эмигрантов, складывается от того факта насколько хорошо у властей края получается создать условия для ассимиляции мигрантов и реализации их человеческого потенциала.

С одной стороны, прирост мигрантов оказывает положительный эффект на принимающие государства – увеличивается количество рабочих рук, что приводит к росту конкуренции на рынке труда, способствует удешевлению и отчасти росту качества выпускаемых товаров. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда местные и приезжие пытаются разными способами повышать уровень своей квалификации, что тоже хорошо сказывается на эффективности экономики страны и позволяет поднимать уровень жизни населения.

С другой стороны, есть и тёмная грань миграции жителей – если государство будет бесконтрольно впускать переселенцев из других краёв, не предъявляя им никаких требований/квот, а также не будет заботиться об их адаптации в принимающем обществе и приспособлении самого общества под потоки мигрантов, то страну может ждать экономический коллапс.

Большое количество выходцев из других стран, которые не отличаются высоким профессионализмом, смогут вытеснить часть местного населения с низкоквалифицированных должностей (трудятся они так же, как и местные, а зарплаты у них ниже), что повлечёт рост безработицы и уменьшение оплаты труда.

Из этого будут вытекать различные этнические конфликты и общее понижение уровня жизни в регионе.

Нелегальная же миграция оказывает в большей части негативное влияние на социально-экономическое развитие общества по нескольким причинам:

  • Нелегалы работают без оформления договора, следовательно, не платят никаких налогов, из-за чего страдает государственная казна, ведь чем меньше денег в стране, тем сложнее её развивать;
  • Лица, находящиеся в нелегальной миграции, плохо поддаются ассимиляции в принявшем их обществе, т. к. они стараются сильно не контактировать с местными, опасаясь, что их выдадут министерству иммиграции. Если большое количество переселенцев из других стран отказывается принимать культуру, язык, менталитет и обычаи принявшей стороны, то это может вызвать в будущем конфликты на межнациональной почве;
  • Рост преступности в стране. Нелегальное перемещение и/или пребывание на территории государства уже само по себе нарушение законов, но, к сожалению, некоторые нелегалы не ограничиваются только этим.

Совершение преступлений мигрантами

В большинстве случаев при их помощи осуществляется продажа наркотиков из-за рубежа в России. А из-за незнания законов страны они чаще совершают другие правонарушения и уголовно наказуемые деяния.

Вернуться к оглавлению

Какие принимаются меры для борьбы с нелегальной миграцией

Основной пик нелегальной миграции в Россию приходился на начало 2000 годов. С этого времени были внесены определённые поправки в законодательство, что существенно снизило проблему нелегалов (особенно нелегальной рабочей силы). Однако незаконное переселение на территорию РФ до сих пор имеет место в достаточно крупных масштабах, что в отдалённой перспективе несёт для страны ряд экономических и социальных проблем. Вот список применяемых мер или тех, что будут использованы в ближайшее время:

  • Введение визового режима с наиболее «неблагополучными» в данном вопросе странами СНГ (в основном из Центральной Азии). А также помимо виз предлагается ввести заключение двусторонних государственных договоров, касательно трудоустройства и обеспечение определённых социальных прав и обязанностей уже работающих, или только трудоустраивающихся на легальной основе мигрантов. Возможно, стоит облегчить процедуру получения российского гражданства для некоторых категорий переселенцев (например, редкостных специалистов);
  • Формирование защиты российского рынка труда от нелегальной рабочей силы из-за рубежа. В первую очередь предлагается ввести серьёзные санкции для фирм и предприятий, которые нанимают нелегалов из-за границы. Плюс ко всему имеется предложение ввода определённой квоты для предприятий по количеству иностранных работников;
  • Укрепление границ. В первую очередь предполагается более эффективное техническое оснащение уже существующих контрольно-пропускных пунктов, и постройка новых. Далее, необходимо вводить серьёзные санкции для лиц (частных и юридических), которые помогают нелегалам попасть в страну, а также закрепится в ней. Кроме того, необходимо улучшить качество контроля на границе и повысить взаимодействие федеральных и региональных властей;
  • Активное международное сотрудничество для обмена опытом в решении данной проблемы с иностранными коллегами с целью улучшения регулировки потоков переселенцев.

Основное внимание миграционным властям необходимо обратить на наиболее проблемные районы – Москву и область, Санкт-Петербург и область, Краснодарский край, Приморский Край, Ханты-Мансийское АО. Контроль за границами, желательно доверить регионам, но и при этом позаботиться об эффективной связи между ними и о руководстве/помощи сверху, которая будет оказана наиболее проблемным зонам по мере необходимости.

Незаконная миграция через государственную границу Российской Федерации: актуальные проблемы противодействия

Стрельников П.В., адъюнкт Пограничной академии ФСБ России.

Главной особенностью современной миграционной ситуации в Российской Федерации является приобретающая угрожающий характер незаконная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства. Чрезвычайно острый характер указанной угрозы оказывает негативное влияние не только на международный авторитет России, но и наносит ущерб ее национальной безопасности.

Вступая в тесные связи с нелегальным бизнесом, а следовательно, смыкаясь с трансграничной организованной преступностью, которая также заинтересована в трафике мигрантов через государственную границу как в источнике существенных доходов, незаконная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства все более затрагивает интересы пограничной безопасности России, которая представляет собой состояние защищенности Государственной границы и приграничной территории Российской Федерации, жизненно важных интересов личности, общества и государства от возможных и реальных, внешних и внутренних угроз в пограничной сфере, достигаемое интегрированием усилий федеральных органов исполнительной власти, других сил и средств при координирующей роли Пограничной службы ФСБ России .

См.: Основы пограничной политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 1996 г.) // Российская газета. 1996. 6 нояб.

Обстановка на государственной границе свидетельствует о том, что последствия, вызванные незаконной миграцией, все больше смещаются с дальних подступов на собственно российскую Государственную границу и приграничную территорию. Следовательно, актуальность проблемы противодействия незаконной миграции как угрозе пограничной безопасности России является более чем очевидной.

Показатели пропуска лиц через Государственную границу на участках региональных пограничных управлений ФСБ России, в международных пунктах пропуска свидетельствуют о тенденции возрастания количества въезжающих в страну иностранных граждан и лиц без гражданства. По словам руководителя Пограничной службы ФСБ России В.Е. Проничева, основной массой в числе выявленных лиц с недействительными документами в пунктах пропуска через Государственную границу являются потенциальные незаконные мигранты, и их количество постоянно растет .

См.: Интервью первого заместителя директора – руководителя Пограничной службы ФСБ России В. Проничева // VIP-PREMIER. 2006. Май – июнь.

К сожалению, в России не существует сколько-нибудь достоверных оценок масштабов незаконной миграции. Отсутствует точная статистика о количестве нелегальных мигрантов на территории страны. По различным оценкам, количество незаконных мигрантов в общем иммиграционном потоке, направленном на территорию страны, оценивается от 3 млн. человек до 20 млн. человек .

Информационно-аналитические материалы МИД России от 13.10.2006 N 37700/гс.

Например, по оценкам Федеральной миграционной службы, на территории страны находится от 5 до 15 млн. незаконных мигрантов (около 10% от населения страны). Они создают угрозу национальному рынку труда и благоприятствуют развитию теневой экономики . Подавляющее большинство из них составляют выходцы из стран СНГ (по экспертным оценкам, до 7 млн. чел.), остальные – это граждане азиатских и африканских стран, среди которых преобладают выходцы из Китая, Вьетнама, Индии, Бангладеш, Афганистана, Ирана, Шри-Ланки.

Информация МВД России от 16.10.2006 N 3/21450.
Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. N 256-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 10. Ст. 923.

Анализ причин стремительного роста незаконной миграции через Государственную границу Российской Федерации и далее транзитом в третьи страны свидетельствует о том, что этому процессу во многом способствуют целый ряд объективных и субъективных факторов, относящихся к современному этапу социально-экономического развития России, а также те глобальные изменения, которые произошли на постсоветском пространстве и в мире за последние годы. К их числу можно отнести:

  • политические (нестабильность политической ситуации в ряде государств, непосредственно граничащих с Российской Федерацией);
  • социально-экономические (низкий жизненный уровень, безработица, инфляция, которые заставляют мигрантов в условиях современных рыночных отношений искать дополнительные источники доходов);
  • социально-демографические (проблема перенаселенности того или иного региона и др.);
  • наличие “прозрачных” границ со странами СНГ, а также открытие границ дальневосточных субъектов Российской Федерации в прошлом десятилетии для развития безвизового туризма с Китаем ; отсутствие действенной и эффективной системы государственного контроля за пребыванием в стране иностранцев и лиц без гражданства; постоянные структурные перестройки контролирующих органов и их недостаточное финансирование; отсутствие эффективной нормативной правовой базы, регулирующей миграционные процессы, в результате чего растут нарушения режима въезда-выезда, правил пребывания и передвижения иностранцев и лиц без гражданства;

См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 г. // Бюллетень международных договоров. 2001. N 5.

  • экологические (возникающие как вследствие влияния деятельности человека, так и под воздействием природных явлений: засуха, землетрясения, наводнения, загрязнение окружающей среды и т.п.).

Исследование данных факторов позволяет выявить очевидный факт – незаконная миграция мотивируется теми же обстоятельствами, что и миграционные процессы, протекающие на законных основаниях.

Проведенный анализ обстановки на ряде участков Государственной границы Российской Федерации показывает, что незаконная миграция в значительной мере способствует формированию структур сети распространения запрещенных законом товаров, включая торговлю оружием и наркотиками, ведению нелегальной профессиональной деятельности, проведению разведывательной и иной противоправной деятельности на территории Российской Федерации. Нельзя оставлять без внимания и тот факт, что отдельные незаконные мигранты имеют значительный опыт ведения боевых действий, в совершенстве владеют оружием и умеют вести разведывательную деятельность, обучены приемам и методам организации и проведения тайной подрывной деятельности и при этом активно используются в интересах иностранных спецслужб и организаций. Эти лица прибывают в Россию, используя, как правило, уже устоявшиеся или вновь создаваемые каналы незаконной миграции через Государственную границу.

В Концепции формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере говорится о недопущении проникновения нелегальных мигрантов как одной из составляющих комплекса пограничных мер, осуществляемых пограничными органами федеральной службы безопасности в пределах приграничной территории. Данное положение свидетельствует о значимости проблемы противодействия незаконной миграции в числе остальных не менее важных задач пограничных органов в пограничном пространстве.

См.: Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005.

Проблема противодействия незаконной миграции постоянно находится в центре внимания федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Она активно обсуждается в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации.

С вступлением в силу Федерального закона N 266-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации” , упразднившего посты иммиграционного контроля (как дублирующие функции Пограничной службы ФСБ России), роль пограничных органов в противодействии незаконной миграции еще более возросла.

Российская газета. N 297. 2006.

Так, в рамках выполнения задач иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу пограничные органы федеральной службы безопасности осуществляют контроль за въездом на территорию страны иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище, следующих транзитом, их идентификацию, регистрацию и учет, а также меры по предупреждению неконтролируемой миграции и организации депортации иностранцев в установленных законодательными актами случаях и порядке.

Выступая в качестве составной части транснациональной организованной преступности , незаконная миграция является одним из основных объектов противодействия пограничных органов федеральной службы безопасности. В этой связи выработка адекватных мер противодействия незаконной миграции и ее проявлениям в пограничном пространстве государства, особенно на дальневосточном, юго-восточном и западном участках Государственной границы Российской Федерации, где отмечается набольшая активность транснациональных преступных группировок, организующих устойчивые каналы незаконной миграции , становится объективной необходимостью.

См.: Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (принят 12 – 15 декабря 2000 г., г. Палермо).
См.: Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере. М.: Граница, 2005. С. 10.

В ст. 30 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” изложены основные полномочия пограничных органов федеральной службы безопасности в сфере защиты и охраны Государственной границы. Если конкретизировать данные полномочия и выделить те из них, содержание которых непосредственно связано с обеспечением безопасности государства в области противодействия незаконной миграции, то к полномочиям пограничных органов федеральной службы безопасности, участвующих в противодействии незаконной миграции, можно отнести:

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 17. Ст. 594.

  • осуществление контроля за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;
  • проведение войсковой, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной, режимно-пропускной и военно-технической деятельности;
  • осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, рассмотрение этих дел в пределах своей компетенции и исполнение постановлений по ним;
  • ведение дознания по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;
  • осуществление профилактики правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;
  • контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификация (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу.

Характеристика данных полномочий позволяет судить о том, что пограничными органами федеральной службы безопасности решается достаточно широкий спектр задач, относящихся к обеспечению национальной безопасности в сфере противодействия незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации. Вместе с тем в анализируемой статье не упоминается в прямой постановке об участии пограничных органов в противодействии незаконной миграции в пределах приграничной территории, что, по нашему мнению, должно найти свое обязательное отражение в комплексе полномочий пограничных органов федеральной службы безопасности. В связи с этим предлагается внести соответствующее дополнение в часть 1 статьи 30 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации”.

На основании изложенного главными задачами пограничных органов федеральной службы безопасности в области противодействия незаконной миграции являются:

  • осуществление иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • выявление лиц, которым запрещен въезд на территорию Российской Федерации;
  • борьба с транснациональной организованной преступностью, использующей каналы незаконной миграции через Государственную границу в своих противоправных целях;
  • осуществление регистрации и централизованного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезд которым на территорию Российской Федерации запрещен, а также ранее депортированных или выдворенных с территории Российской Федерации;
  • разработка и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами мер противодействия незаконной миграции на (через) территорию Российской Федерации.

Необходимо отметить, что указанные задачи по своей сути являются частью общегосударственной системы мер противодействия незаконной миграции, в которой наряду с общими включены и специальные меры. В качестве специальных должны рассматриваться прежде всего пограничные меры – меры по охране Государственной границы .

См.: ст. 3 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”.

Таким образом, существующая ситуация, связанная с противодействием незаконной миграции в пограничной сфере Российской Федерации, и анализ практики правового регулирования данной деятельности свидетельствуют о наличии тенденции, связанной с расширением компетенции пограничных органов федеральной службы безопасности в указанной сфере.

Очевидная неразрывная связь незаконной миграции с нарушениями Государственной границы и установленных на ней режимов, а также широкое участие в деятельности по организации каналов незаконной миграции структур транснациональной организованной преступности, специальных служб и организаций иностранных государств требуют рассматривать противодействие незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу Российской Федерации в качестве одного из приоритетных направлений деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности, что и определяет их особое место в общей системе противодействия незаконной миграции.

Добавить комментарий