Фото Церкови Сурб Хач (17 фото)

Армянский монастырь Сурб Хач (1358 г.) Крым (83 фото)

Основание монастыря и устройство в нём Епархиального престола Армянской Апостольской Церкви относится к середине XIV века. Исследователи связывают это событие с массовой миграцией армянского населения из коренной Армении в Крым и религиозной политикой генуэзцев, направленной на окатоличивание подданных Генуэзской Газарии, из которых армяне составляли значительную часть. По замечанию академика В. А. Микаеляна, «армяне в знак пассивной борьбы уходили из Каффы к своим соотечественникам в другие части Крыма. Вероятно, это вызвало необходимость основания в тот период … монастыря Сурб Хач».

Турецкое вторжение 1475 года не прервало духовной и культурно-просветительской деятельности обители. В XVII—XVIII веках обитель неоднократно перестраивается, что наиболее полно отражено в строительных надписях, сохранившихся на стенах зданий монастыря. Обитель становится одним из основных центров паломничества Армянской Церкви в Крыму и в Северном Причерноморье. В середине XVIII века границы епархии, с центром в монастыре, доходят до Молдавии и Балканского полуострова. О монастыре в своей работе упоминает находившийся в регионе автор XVIII века Иоганн Тунманн. В 1778 году духовенство оставляет монастырь и во главе паствы переселяется из Крыма на Нижний Дон — в Нахичевань-на-Дону.
В конце XVIII века усилиями духовенства Армянской Церкви монастырь возрождается. Хотя епархиальный престол в монастыре Сурб-Хач возобновлен не был, обитель традиционно сохраняет значение крупнейшего духовного центра крымских армян. Вплоть до начала XX века в монастыре неоднократно проводятся восстановительные работы. До революции 1917 года монастырь владел обширными наделами земли в горных и степных частях полуострова, в общей сложности более 4000 десятин.

В 1925 году постановлением Советской власти монастырь Сурб-Хач, как духовное учреждение, ликвидируется. После закрытия монастыря здания обители были переданы в ведение Крым Охриса и на его территории вплоть до Великой Отечественной войны, располагался пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления. В послевоенный период здания монастыря были заброшены и, несмотря на проведение некоторых восстановительных работ, активно разрушались. В конце 80-х — 90 годы XX столетия в обители проводились реставрационные работы. В 1994 году в храме Сурб Ншан были возобновлены богослужения. В 2002 году постановлением СМ АРК монастырь возвращён Армянской Апостольской Церкви. Первые нерегулярные Богослужения стали проводиться с 1993 года. В настоящее время (с 25-го декабря 2009-го года) к служению в монастыре приступил викарий Крыма иеромонах отец Хайрик. Всего в монастыре, кроме священника, служат 2 иеродиакона и несколько послушников. Открыт круглогодично для бесплатного посещения и паломничества.





























Пожалуйста, посмотрите видео, пока мы генерируем ссылку на архив

Сурб-Хач и Сурб-Стефанос – армянские монастыри Крыма

Сурб-Хач. Первый раз мы были там в 2001 году. Никакой широкой дороги, никаких туристов, никакой активной реставрации. Мы шли по узкой грунтовке через густой лес, укутанный утренним июньским туманом. Неожиданно вековые деревья расступились, и из тумана выглянула древняя стена с маленьким полуразрушенным балконом на уровне третьего этажа. Незабываемые впечатления, оставшиеся навсегда, невероятное зрелище, утраченное навсегда.

Сейчас Сурб-Хач действующий монастырь Армянской апостольской церкви и популярное туристическое место.

Армянский монастырь Сурб-Хач находится в самом верховье лесистого оврага на северо-западном склоне горы Грыця (она же Святая, Монастырская, Святого Креста) всего в 3,5 километрах к юго-западу от Старого Крыма. Несколько лет назад группой из пятнадцати человек мы путешествовали в этих местах и, посмотрев интересности Старого Крыма, отправились в Сурб-Хач, а позже в расположенный неподалеку разрушенный монастырь Субр-Стефанос.

Сурб-Хач (монастырь Святого Креста) был основан в 1358 году Ованесом Себастаци. Эта информация не затерялась в веках и дошла до нас благодаря надписи на барабане купола церкви монастыря: «Сей божественный храм славы, на земле – рай древа жизни: он подобие горного неба, обиталище Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году, начав, воздвигнут во имя св. Знамения усердием служителя его Ованеса инока и родных братьев его и по духу сынов». Армяне, конечно, молодцы! Старались сохранить память о себе. Оставили много информации в виде высеченных в камне надписей как на постройках, так и на хачкарах – резных посвятительных крестах. К примеру, хачкар из Кафы (Феодосии) с надписью в память о мальчике Мануке, утонувшего в море в 1047 году. Подумать только – какой-то мальчик утонул тысячу лет назад, а я об этом знаю.

Армяне начали селиться на Крымском полуострове еще с античных времен. Массовые переселения происходили, когда в Армении были какие-то потрясения, и люди покидали родные места в поисках лучшей жизни. Из-за активной миграции армян в конце XIII – начале XIV в Восточном Крыму появилась армянская община, были построены церкви и монастыри, в том числе Сурб-Хач и Сурб-Стефанос.

Некоторое время назад считалось, что Сурб-Хач основан в 1338 году. Это подтверждает табличка еще времен СССР, размещенная на стене монастыря.

Табличка времен СССР

Причиной несоответствия была опечатка в переводе текста на барабане храма, появившись в печати еще в XIX веке, она переходила из издания в издание и вводила в заблуждение. Сейчас эта ошибка устранена. В 2008 году праздновалось 650-летие со дня основания монастыря с участием президента и высшего духовенства Армении. К юбилею были проведены серьезные восстановительные и реставрационные работы в монастыре, а от трассы Симферополь-Керчь была проложена современная дорога с асфальтным покрытием.

За свою длинную жизнь Сурб-Хач многократно достраивался и перестраивался. В итоге монастырский комплекс включает в себя церковь с примыкающим к ней гавитом (притвором) с колокольней, трапезную, кухню, двухэтажный братский корпус (монашеские кельи), гостиницу для паломников, два внутренних дворика, террасный сад с двумя фонтанами. Все строения гармонично дополняют друг друга, и единство комплекса создает впечатление, что их строили одновременно. Но это не так. Благодаря посвятительным надписям на зданиях сохранилась информация о датах их сооружения или последующих перестроек.

Вход в монастырь

Самой ранней постройкой является церковь Сурб-Ншан (Святого Знамения). Начало ее строительства считается датой основания монастыря.

Церковь Сурб-Ншан, гавит и колокольня

Вход в храм осуществляется через гавит – прямоугольный притвор, пристроенный к главному фасаду. В гавит ведут два входа: из главного двора и внутреннего дворика братского корпуса. По-видимому, гавит был построен вскоре после церкви, самая ранняя сохранившаяся надпись в нем относится к 1401 году. Над одним из углов гавита возвышается башня-колокольня с висящим на кронштейне колоколом. Возможно башня использовалась как сторожевая, когда монастырь как укрепленная крепость защищал своих обитателей.

Справа от церкви расположен братский корпус – двухэтажное г-образное здание с внутренним двориком, отделенным от главного двора высокой каменной стеной с входным проемом, над которым сохранилась посвятительная надпись с датой постройки. Согласно надписи, монашеские кельи были сооружены в 1694 году. Скорее всего до этого были другие строения, в которых жили монахи, учитывая то, что монастырь уже существовал более трехсот лет. Монастырские кельи – небольшие комнаты, каждая с отдельным входом, окном и камином, дымоход которого упрятан в стене. Кельи второго этажа имели выход на галерею, которая держалась на деревянных столбах, от них осталась лишь основания – камни с выдолбленными круглыми гнездами.

По другую сторону от церкви Сурб-Ншан через внутренний двор расположена трапезная. Ее внешние, укрепленные мощными контрфорсами стены с узкими окнами-бойницами (ныне переделанными) встречали и продолжают встречать путников, идущих по дороге в монастырь. Точная дата строительства трапезной не известна, исследователи считают, что это одна из ранних построек, неоднократно перестраиваемая. Верхний этаж трапезной – со двора второй, с внешней стороны третий с маленьким балконом, был построен в XIX веке и первоначально служил монастырской гостиницей, пока для этих целей в начале XX века не было построено за пределами внешних стен отдельное здание. Трапезная состоит из двух помещений. В одном сохранился камин с полукруглой топочной аркой и дымовой трубой, упрятанной внутри стены. Справа от камина печь с похожей аркой.

Внешние стены трапезной

Несмотря на то, что монастырь Сурб-Хач находится в лесу, вокруг него на пологом горном склоне несколькими террасами был заложен сад. На террасах сохранились два фонтана, построенных в конце XVIII – начале XIX века. Верхний фонтан более прост в оформлении. Около сорока лет назад исчезла мраморная плита с изображением двух ангелов, парящих в облаках и держащих богослужебный сосуд и крест. Она не восстановлена до сих пор, а месте ее расположения над аркой прямоугольная выемка.

Читайте также:  Самый безопасный самолет в мире: статистика

Нижний фонтан украшен богаче. В его узорчатой нише на камнях вырезаны орнаменты, хачкар, фигуры святых. Питались фонтаны родниковой водой, которая поступала от родника по трубам и накапливалась в колодце-цистерне сзади фонтана.

Лестница между террасами

Армянский монастырь Сурб-Хач действовал до 1925 года. Уже через год в его зданиях был оборудован санаторий для больных туберкулезом, а затем — пионерский лагерь. После Второй мировой войны монастырь был заброшен и разрушался. В 70-е годы XX века на его территории проводились археологические раскопки и произведено частичное восстановление комплекса. Духовная жизнь вернулась в Сурб-Хач в 1993 году. Тогда над храмом был установлен крест и начали проводить богослужения. С 2002 года Сурб-Хач был возвращен Армянской апостольской церкви, и ныне является действующим монастырем.

Армянский монастырь Сурб-Хач

В трех километрах южнее Сурб-Хач находятся развалины другого армянского монастыря Сурб-Стефанос. Когда-то оба монастыря стояли у дороги, соединяющей Солхат (Кырым) и Судак. Сейчас от Сурб-Хач до Сурб-Стефанос через буковый лес проходит хорошо утоптанная тропа. В конце ноября на самом исходе осени вся листва с деревьев уже накрыла землю мягким рыжим ковром. А некоторые деревья, ушедшие в свой древесный рай, лежали на склонах или перегораживали путь.

На поиски Сурб-Стефаноса

Все деревья попадают в рай

Пройдя километра два от Сурб-Хач, с правой стороны по ходу движения, мы обнаружили источник, к которому ведет лестница из старых камней. Источник, по-видимому, тоже старинный, судя по кладке.

Лестница к роднику

Когда был основан монастырь Сурб-Стефанос, точно не известно. Считают, что он старше своего собрата, и судьба у него намного трагичнее. Сейчас от монастыря остались одни развалины. Это остатки фундаментов и фрагменты стен монастырских построек. По ним просматривается очертания церкви, по размерам превосходящей храм Сурб-Ншан. Исследователи считают, что монастырь был окончательно оставлен уже в XVI веке. Что именно привело его к упадку, не известно. Это могли быть разрушения в результате землетрясения или оползней, возможно близкое соседство Сурб-Хач, который находился территориально в более выгодном положении и перетягивал на себя людей и их деньги.

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос

В 90-е годы XX века на территории монастыря проводились исследования и раскопки археологами из Армении. До этого толстый слой грунта, поросший лесом, надежно прятал руины. Церковь была полностью раскопана с внутренней стороны. Наш гид-проводник считает эти раскопки «варварскими», так как грунт с внешней стороны давит на стены, и от этого ускоряется разрушение.

Вернувшись к монастырю Сурб-Хач, наша группа неожиданно оказалась за праздничным столом. В тот день армянская семья крестила ребенка, и, как принято, по этому поводу устраивала торжество. Рядом с монастырем были накрыты большие столы и всех, оказавшихся рядом, приглашали к столу и угощали блюдами национальной кухни и вином. Вот так необычно закончился этот насыщенный день, в котором сплелись мусульманская и христианская культуры, прогулки по осеннему лесу и армянское гостеприимство.

Как добраться:

Армянский монастырь Сурб-Хач.

GPS координаты: 45.000742, 35.062577.

Можно добраться на авто-велотранспорте, пешком по асфальтированной дороге – с трассы Симферополь-Керчь, проходящей через Старый Крым, свернуть по указателю, двигаться на юго-запад около 3,5 км.

Путь от автостанции Старого Крыма к монастырю Сурб-Хач

Развалины армянского монастыря Сурб-Стефанос.

GPS координаты: 44.984542, 35.068078.

Можно добраться на велотранспорте, пешком по маркированной тропе – от монастыря Сурб-Хач двигаться на юг около 3 км.

Монастырь Сурб-Хач

Монастырь Сурб-Хач

Сурб-Хач входит в число самых известных святынь Крыма. Древний армянский монастырь находится в трех километрах по направлению на юго-запад от города Старый Крым – одного из старейших городов на всем полуострове. Монастырский комплекс расположен на северо-западном склоне горы Святого Креста (Грызя, Монастырская), откуда открывается хороший обзор на необыкновенно красивый ландшафт Старокрымской долины.

Почему именно здесь начали строить храм?

На русский язык с армянского название монастыря переводится как «Святой Крест». Согласно церковному преданию, монашеская обитель была основана О. Себастаци – духовным лидером крымских армян, исповедовавших христианство. Однажды ему было видение – пред ним явился громадный огненный крест на месте монастыря. Себастаци истолковал увиденное чудо как знак с небес и вместе с другими верующими начал строить здесь храм, который затем освятили во славу Святого Знамения. Впоследствии рядом с храмом Знамения возник монастырский комплекс. Его строительство было завершено в середине 14 в. (1358 г.).
Скит уникален прежде всего тем, что является единственной святой обителью Апостольской Армянской Церкви 14 – 19 вв. на крымской земле и в этом удивительном месте царит особая атмосфера.

Что есть на территории монастыря?

Древние постройки, расположенные на территории скита, удивляют своей архитектурой. В монастырской столовой работает музейная выставка, рассказывающая об истории монастыря.
За свою долгую и непростую историю скит несколько раз частично разрушался и восстанавливался, поэтому не дошел до наших дней в своем изначальном виде. Но многие древние строения сохранились. Из старой застройки разных периодов времени здесь можно увидеть следующие объекты: здание первой церкви 14 в., братский корпус 17 в., трапезную 18 в., а также башню с притвором 17 в., фонтаны конца 18 – начала 19 вв. и ряд хозяйственных строений. Престол Армянской Церкви был основан в монастыре Сурб-Хач в середине 14 в. Историки религии напрямую связывают данное событие с массовым переселением армян на полуостров Крым и политикой генуэзцев, которые стремились обратить в католицизм как можно больше жителей Газарии, большую часть которых составляли выходцы из Армении.

История Армянского мужского монастыря в Крыму

Чаще всего эта достопримечательность Старого Крыма перестраивалась в 17 – 18 вв. Об этом свидетельствуют соответствующие надписи, которые сохранились на стенах старинных сооружений. В этот же период времени Сурб-Хач становится одним из основных религиозных центров Армянской Церкви на обширной территории всего Северного Причерноморья. О монастыре упоминается в разных документах той эпохи, в частности, о нем говорит И. Тунманн – известный шведский историк 18 столетия. В 1778 г., после присоединения Крыма к Российской Империи, армянское духовенство вместе с многочисленной паствой переселяется на Нижний Дон, и жизнь в обители замирает почти на 20 лет. Она возрождается в самом конце 18 в. Хотя епархиальный престол больше здесь никогда не находился, Сурб-Хач продолжал и продолжает сохранять значение одного из главных духовных центров армянского народа. С начала 19 в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. в монастыре много раз проводились реставрационные работы. До свержения монархии в Российской Империи обители принадлежало 4 500 десятин земли в различных районах Крыма.

Но с приходом на полуостров советской власти все изменилось. Монастырь был разграблен и закрыт, а его священнослужители и монахи подверглись репрессиям. Почти всех обитателей скита расстреляли. По преданию, последнего монаха большевики убили на дороге неподалеку от святого места – у старого дерева. Верующие и по сей день украшают его лентами – в память о трагедии, случившейся почти сто лет тому назад. Официально Сурб-Хач был ликвидирован в 1925 г. – согласно постановлению местного отделения коммунистической партии. На обширной территории монастырского комплекса открыли санаторий и пионерлагерь. Эти учреждения просуществовали до ВОВ. В непростые годы войны армянский монастырь сильно пострадал из-за боевых действий и разграбления мародерами. После победы над фашистами обитель оказалась в запустении.

Восстановить одну из главных достопримечательностей полуострова Крым пытались много раз. Но дальше осмотров и заключений экспертов дело так и не зашло, несмотря на то, что данный объект получил статус архитектурного памятника в 1963 г., и вместе с прилегающей к нему территорией должен был охраняться государством. Плачевная ситуация сохранялась до 1992 г., пока археолог и ученый Ф. Бабаян не была направлена Армянской АН в Старый Крым для детального анализа состояния монастыря и подготовки его к полномасштабной реставрации. Через два года восстановительных работ в храме Святого Знамения возобновились службы. В 2002 г. реставрация была завершена и обновленный Сурб-Хач официально был передан в ведение Армянской Церкви.

Читайте также:  Средний заработок в сша - 2020

Посмотрите обзорное видео о монастыре:

Как добраться до монастыря Сурб Хач?

Добраться в эти места легко – как на автобусе, так и на автомобиле. Если ехать на общественном транспорте из Симферополя, то нужно сесть на любой автобус, направляющийся в Керчь или Феодосию. На въезде в Старый Крым, рядом с местной мечетью установлен указатель «Сурб-Хач/3 км». К этой достопримечательности Крымского полуострова ведет асфальтированная дорога. Ровно через три километра она завершается у монастыря, вблизи которого имеется небольшая автомобильная стоянка. Маршрут для личного автомобиля можно посмотреть на карте:

Географические координаты: 45.001705, 35.061642

Сурб-Хач — мужской армянский монастырь в Старом Крыму

Как оказаться в старом Крыму? Ведь былого не вернуть без машины времени. Выход есть! В горной Тавриде оказываешься в Старом Крыму. Армянский монастырь укажет дорогу в симпатичный старинный городок. Религиозный комплекс – гордость армянских общин Судака и Феодосии, он расположен между этими курортами, если ехать по Р-23. На многих фото заметна красота церкви.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Сурб-Хач в Старом Крыму?

Старый Крым расположен на территории Кировского района республики – у подножия горы Святого Креста (Монастырской). С нее сбегает речушка Чурук-Су. На вершине этой же лесистой возвышенности турист заметит силуэт апостольской церкви. Севернее от сакрального места, в Козьей балке, можно также посетить Парк антилоп.

Монастырь на карте Крыма

История становления обители

В XIII столетии, по разрешению ордынцев, в Тавриду приехали армяне из разрушенного землетрясением города Ани. Они заселили монголо-татарскую ставку на полуострове – город Кырым (образованный на месте византийского полиса Карсан).

Первые упоминания о воздвигнутом здесь храме относятся к XIV столетию. Как-то предводителю общины переселенцев (Ованесу Себастаци) пришло знамение: огромный огненный крест. Как все ортодоксальные монофизиты (всегда наблюдающие этот знак), члены диаспоры Солдайя тут же назвали монастырь Сурб-Хач. С армянского языка это переводится соответственно — «святой крест». На крышу они водрузили свою реликвию – крест с главного храма города Ани, построенного еще в IV веке.

Так началась история очередной Церкви Святого Креста. Долгое время она была связана с постоянными разрушениями – генуэзским, татарским, турецким. Братский корпус быстро отстраивался. Появлялось даже больше келий. Обитель становилась временным домом для всех страждущих, подвергавшихся гонению за монофизитство и вообще за христианство.

Вышеуказанный исторический памятник находится на государственном учете Украины с 1963 г. Сегодня любой вандализм в отношении его зданий преследуется по закону Российской Федерации.

Чем интересен Армянский монастырь для туристов?

Армянский монастырь Сурб-Хач – действующая мужская обитель. Соответственно, в его новые корпуса и хозяйственные помещения вход женщинам запрещен. Открыты для просмотра лишь прекрасно сохранившиеся останки древнего здания – братский корпус (кельи), трапезная, внутренний дворик и фонтаны.

Но площадка перед архитектурной достопримечательностью Старого Крыма — место, где христиане-монофизиты любого пола в середине июля отмечают Вардар (армянский аналог праздника, посвященного Ивану Купале). У красивого портала по «красным» дням армянского апостольского календаря устраиваются выставки шедевров народного ремесла и даже концерты народных коллективов.

Под звуки дудука на автопарковке собираются армяне со всего СНГ, иногда – из стран дальнего зарубежья. Зачастую организаторами мероприятий у этого религиозного комплекса выступают жители городского округа Судак. При этом любой гость празднества, независимо от национальности и вероисповедания, может посетить каждую часть ритуального торжества, в том числе обливание.

На память о посещении Сурб-Хач туристы обычно набирают в бутылку воду, освященную местным католикосом. Она сбегает по водоводу, идущему прямо из стены культового сооружения. Армянский монастырь в Старом Крыму на подъезде украшен стелами с ритуальной армянской резьбой. В окружающем их монастырском саду можно увидеть план всего комплекса. Уже отсюда слышна музыка богослужений.

Как добраться до Сурб-Хач?

Гора Монастырская (украинское название – Грыца) – фрагмент северного склона Крымских гор. Из других таврических городов проехать к ней можно по дороге Р-29 или Р-23. Путешественники, двигающиеся из сел Кировского района, попадают сюда по узкому шоссе «Приветное — Старый Крым».

Сойдя на автостанции Старого Крыма, они добираются до храма следующим способом. Нужно продолжать двигаться вдоль трассы на запад. Там, где в нее впадает улица Ленина, необходимо повернуть в сторону горы – по ближайшему переулку выйти из поселка (пройти 700 м). После пересечения реки Чурук-Су путь продолжит специальная дорога, поднимающая вас к духовному сокровищу армянского народа. Восхождение займет 3,3 км.

На машине доехать до монастыря из Судака можно так:

Из Феодосии, чтобы добраться до обители, нужно преодолеть такой путь:

Туристу на заметку

  • Адрес: г. Старый Крым, Кировский район, Крым, Россия.
  • Координаты: 45°0′2″N (45.000459), 35°3′45″E (35.062593).
  • Телефон: +7-36555-5-13-50.

Армянский монастырь Сурб-Хач – место паломничества приверженцев армянской апостольской церкви со всего мира. Но он собрал массу довольно теплых отзывов и на интернациональных форумах. Их авторы – не только армяне. Многие отпускники и любители истории только благодаря этой обители запомнили названия близлежащих поселков. Отметим — главная особенность Сурб-Хач – хорошая обзорная площадка (храм в «верховье» глубокого оврага). С преобладающей высоты открывается вид на весь Старый Крым и некоторые участки северного склона Таврических гор. Фотографии отсюда сделали тысячи приезжих. В завершении смотрите небольшое видео об этой достопримечательности.

Отзыв: Армянский монастырь Сурб Хач (Крым) – Наша история, как много мы еще не знаем

Проезжая на машине в сторону Феодосии, не доезжая Старого Крыма, видим с правой стороны указатель Сурб Хач. Летом в этом месте с двух сторон дороги продают изделия из глины.

Проезжаем по сельским улочкам, совсем немного углубляемся в лес и попадаем в удивительно красивое место. В трех километрах от трассы в окружении букового леса и буйной зелени расположен армянский мужской монастырь.

Экскурсию проводил молодой паломник, недавно приехавший из Еревана. Вежливый, рассказывал интересно, время экскурсии пролетело незаметно.

В самом первом маленьком дворике прибывшие сдавали оружие (сейчас здесь сувенирная лавка) и проходили сквозь невысокую арку, которая в прежние времена имела оборонительный характер. В этом месте сейчас висят юбки и платки для желающих войти в Храм. Женщинам не разрешается посещать его в джинсах и с непокрытой головой.

С этого места уже нельзя фотографировать, только с благословения настоятеля.

Дважды армян выгоняли из Крыма и закрывали монастырь. В 1778 году во время выселения христиан из Крыма. И в 1925 году с приходом Советской власти. Во время Великой Отечественной войны в монастыре помещался немецкий штаб, но Храм не был поврежден.

К стене Храма примыкает дворик, в котором выстроены в ряд монашеские кельи. 12 для братьев и 13-ая самая большая для настоятеля. Все стены и потолок выложены из природного камня. Камешек к камешку, ряд за рядом. В келье настоятеля на потолке выложен большой крест. В стенах выдолблены несколько ниш.

В 1694 году здесь проживало 70 монахов. В настоящий момент ведутся работы по реставрации, чтобы кельи вновь можно было использовать по назначению. Из этого дворика можно попасть прямо в Храм через боковую дверцу. Это было сделано для того, чтобы монахи как можно реже встречались с мирянами.

Во дворе Храма звучит тихая музыка. Как будто поет церковный хор. Очень красивая.

Поднимаемся по ступенькам и попадаем в притвор. Мы стоим на каменных глыбах, под которым покоится прах настоятелей этого Храма. Они были и таким образом захотели на многие века остаться опорой для людей, идущих к Богу.

На стенах и колоннах есть рисунки и надписи, которые были сделаны прихожанами с благословения настоятеля.

Внутри поражаешься полному аскетизму. Стены из камня, переходящие в высокий купол, совершенно ничем не украшены. Только иконы в больших и маленьких нишах.

Больше всего меня впечатлила большая икона Христа Спасителя. Очень темная и вместе с тем яркая.

Высокие и узкие окошки напоминают бойницы. У стены стоят несколько стульев, перед алтарем стертый ковер. Ни намека на роскошь. Как сказал наш экскурсовод: “Видимое – временное, невидимое – вечное”

Слева от алтаря в стене высечена небольшая каменная купель, в которой и в наши дни можно окрестить младенца. В православной церкви мы привыкли, что алтарь полностью скрыт от глаз прихожан. Здесь этого нет. Вместо иконостаса, закрывается красная бархатная занавесь.

Читайте также:  Что можно ввозить в Эстонию из России

Поразили кованные подставки с белым песком, куда нужно ставить зажженные свечи. Нет разницы справа или слева вы ставите свечу (как в православной церкви). Песок символизирует прах.

Крестятся здесь слева направо, так, как было принято до разделения церквей на католическую и православную. На стенах можно увидеть ранее принятое изображение Христа – Агнца.

Наш экскурсовод прочел небольшую молитву и пожелал нам мира в сердцах и почаще обращаться к Богу.

Уже самостоятельно мы осмотрели бывшую трапезную и примыкающий к ней музей.

Такие печи большие.

Вот так выглядит внутреннее убранство Храма на фотографии.

Это внутренний дворик. Видна дверь во дворик с кельями монахов.

В музее есть миниатюра монастыря, сделанная из камня.

и кусочки древности

Мы заранее знали, что будем обедать в этом благодатном месте. Площадка с длинными столами примыкает прямо к лесу. Обед состоял из 3 блюд. Белый суп ( бульон, много крапивы и картошка), плов с бараниной, салат, тонкий лаваш и узвар из сухофруктов. Понятно, что суп из крапивы вызвал у многих удивление. Не скажу что это было очень вкусно, но попробовать интересно. Дочь до сих пор хвастается в школе, что ей довелось отведать крапивы.

Ах, да, ароматный кофе сваренный в турочке был превосходен! Мы сразу согрелись.

Потом бродили по ступеням, ведущим к источникам со святой водой.

Долго стояли у автобуса. Уезжать не хотелось. Настолько чистый воздух. Лес усыпан распустившимися пионами. Крупные! я таких давно не встречала.

Самое старое здание Ростова: 227 лет назад был освящен храм Сурб-Хач

27 ноября 2019 06:00

Ростов-на-Дону, 27 ноября 2019. DON24.RU. 27 ноября 227 лет назад в Ростове освятили церковь монастыря Сурб-Хач. В настоящее время это здание – старейшее из сохранившихся в границах современного Ростова. В одной из построек монастыря вблизи церкви располагалась первая на юге России типография. За шесть лет, с 1790 по 1796 годы, здесь было напечатано больше 20 книг.

Первый камень церкви заложили в 1783 году, строительство началось только через три года и продолжалось шесть лет. Основали мужской монастырь Сурб-Хач и одноименную церковь армяне, переселившиеся из Крыма.

14 ноября 1779 года Екатерина II издала Указ, разрешивший переселение в Приазовье значительных по численности групп христианского населения из Крыма. Это были армяне. Сделано это было якобы для того, чтобы защитить братьев-христиан от притеснений мусульманского населения Крымского ханства. Но был в действиях императрицы и расчет: в расслоенном обществе Крымского ханства крестьянами и ремесленниками являлись в основном армяне, а крымские татары составляли другие, менее «трудящиеся» классы. Лишив ханство рабочей силы, Екатерина II хотела его ослабить, чтобы в дальнейшем присоединить Крым против воли хана. Через три с половиной года задуманное правительницей удалось.

Армяне брали с собой самое ценное, садились в повозки и приезжали на Дон. В память о брошенных домах и поселках здесь они давали поселениям и церквям привычные названия.

К моменту закладки монастыря Ростову было больше 30 лет, но религиозные деятели, предпочитающие уединение, решили построить обитель примерно в 7 км от города, на необычном для донских степей возвышении, вблизи от бьющего из-под земли родника.

С собой основатели Сурб-Хача привезли главную реликвию – хачкар Сурб-Хач (святой камень-крест). Каменное изваяние было создано примерно в VI веке в городе Ани, столице Армянского царства.

В XI–XIII веках, гонимые турками, а затем монголо-татарами, люди покидали свою страну. Большая часть переселенцев отправилась в Крым. Вывезенный из Ани хачкар Сурб-Хач послужил основой для крымского одноименного монастыря, воздвигнутого в 1385 году в окрестностях города Старый Крым. В течение пяти веков хачкар находился в крымском армянском монастыре Сурб-Хач, затем его привезли в Ростов.

Церковь строили по проекту архитектора Ивана Старова, который создал Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Но как выглядел Сурб Хач в те времена, доподлинно неизвестно, так как здание не раз перестраивали.

Фото: ru.livejournal.com Армянский монастырь Сурб-Хач в Старом Крыму

Известно, что к западу от фасада церкви была колокольня, а к востоку находился двухэтажный архиерейский дом. В нем была расположена школа, которую позже преобразовали в семинарию с пансионатом. Здесь же создали библиотеку, а при ней типографию, первую на всем юге страны. Монастырю принадлежали около 50 га земли, которую сдавали в аренду под пашни и огороды.

Фото: ru.wikipedia.org. Церковь Сурб-Хач на марке России 2001 года

В 1862 году сюда приезжал архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский, родной брат художника-мариниста Ивана Айвазовского. К моменту его визита монастырь обветшал, и архиепископу удалось запустить сбор средств на реставрацию обители.

Габриэл был старшим ребенком в семье обедневшего армянского купца Константина Айвазовского. Средний брат, Иван, стал известным художником, а младший, Григорий, был капитаном Феодосийского карантинного порта. Также в семье была младшая сестра.

Фото: ru.wikipedia.org Архиепископ Армянской апостольской церкви Габриэл Айвазовский

Габриэл родился в 1812 году в Феодосии, окончил церковно-приходскую школу, а потом получил гуманитарное и богословское образование в Европе. В возрасте 28 лет Габриэл принял постриг, позже получил звание профессора. Он стал католиком, преподавал и писал научные книги. Но под влиянием брата, художника Ивана Айвазовского, Габриэл отказался от католической веры, вернулся в Армянскую церковь и возвратился в родную Феодосию.

В те времена монастырь часто становился объектом разбойничьих налетов, потому что он находился далеко от города. Вокруг обители росли деревья и кустарники, поэтому увидеть приближающихся налетчиков или догнать их после ограбления было непросто. Кроме того, многие считали, что в обители хранятся несметные сокровища.

Не раз жертвами разбойников становились священнослужители. Так, в мае 1834 года семеро грабителей ворвались в здание ночью. Братья доверяли свои жизни Богу, поэтому надежных засовов на двери не было. Сонных монахов связали и принялись искать деньги. Но неожиданно на незнакомцев напал архимандрит Аламдарян, который во время налета не спал и успел спрятаться. Он избил нескольких злоумышленников, но и сам получил пулю. А добычей разбойников оказались только шубы и прочие вещи монахов – богатств они не нашли. Некоторых из грабителей позже задержали.

Через 54 года жертвой налетчиков стал архимандрит Тер-Никохосян. На этот раз налетчики оказались более жестокими: они перерезали горло священнослужителю, а похищенные окровавленные деньги были найдены далеко от монастыря, у одной из родственниц разбойников. Самих убийц так и не нашли.

Монастырь существовал до 1920-х годов. Потом советская власть решила передать его постройки совхозу, их использовали как зернохранилище. Колокольня и архиерейский дом были разрушены.

Восстанавливать церковь начали в 1968 году, а после окончания работ в здании храма открыли Музей русско-армянской дружбы. Богослужения здесь снова стали проводить в 2000 году, а в 2007-м музей переехал в дом Искидарова (особняк Гайрабетовых) на площади Свободы.

Главной реликвией храма по прежнему остается хачкар Сурб-Хач.

Никаких надписей на кресте нет, но в его верхней части изображено символическое солнце – знак вечности, а под розеткой расположен большой крест – символ христианства. Сейчас сделанный из базальта крест выглядит не так, как раньше.

В конце XIX века хачкар Сурб-Хач обрамляла позолоченная стеклянная рама, дополняли его два креста: большой медный и небольшой серебряный, которые исчезли после разграбления церкви в 1920-е годы. После этого крест-камень перевезли в храм в Нахичевани, но в 1930-е годы его закрыли, а святыню установили в кладбищенской церкви Святого Карапета. Позже крест доставили в Музей русско-армянской дружбы, который располагался в здании закрытой церкви Сурб-Хач. Когда музей переезжал на площадь Свободы, крест хотели забрать, но прихожане попросили оставить его в храме.

На территории церкви похоронены армянские поэты и писатели Арутюн Аламдарян, Микаэл Налбандян и Рафаэл Патканян.

В настоящее время храм окружен жилыми микрорайонами. Вокруг церкви разбили парк «Дружба», а сам Сурб-Хач теперь стоит на берегу верхнего из двух северных водохранилищ в балке реки Камышеваха.

Из-под холма, на котором расположен храм, как и много десятилетий назад, бьет ключ. Но теперь возле него устроены купальня и зона отдыха. Летом здесь загорают и купаются сотни горожан, а каждый год 19 января верующие собираются здесь для совершения обряда крещенского купания.

Добавить комментарий