Предоставление политического убежища в России

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 “Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища” (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746
“Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища”

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 763 “Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 31, ст. 3095).

Президент Российской Федерации

21 июля 1997 года

Положение
о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища
(утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746)

С изменениями и дополнениями от:

1 декабря 2003 г., 27 июля 2007 г., 12 июля 2012 г., 7 декабря 2016 г., 19 декабря 2018 г.

Настоящее Положение определяет порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

I. Общие положения

1. Политическое убежище предоставляется Российской Федерацией иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее именуются – лица) с учетом государственных интересов Российской Федерации на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.

3. Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

4. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

5. Утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 6 внесены изменения

6. Лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:

возврата в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства;

выезда на жительство в третью страну;

добровольного отказа от политического убежища на территории Российской Федерации;

приобретения гражданства Российской Федерации или гражданства другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Лишение политического убежища производится указом Президента Российской Федерации.

II. Порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 8 внесены изменения

8. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию Российской Федерации или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо в страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту своего пребывания с письменным ходатайством. Указанное ходатайство не может быть подано в форме электронного документа. При наличии достаточных оснований для рассмотрения ходатайство направляется в Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Абзац утратил силу с 19 декабря 2018 г. – Указ Президента России от 19 декабря 2018 г. N 731

Информация об изменениях:

На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая, наряду с документом, удостоверяющим его личность, является подтверждением законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации. Справка не может быть выдана в форме электронного документа. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим.

9. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах, указанных в пункте 2 настоящего Положения, а также необходимые автобиографические сведения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 10 изложен в новой редакции

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

11. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 12 внесены изменения

12. Срок рассмотрения ходатайств в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.

III. Порядок исполнения указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища

13. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 в пункт 14 внесены изменения

14. Министерство внутренних дел Российской Федерации в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 12 июля 2012 г. N 978 в пункт 15 настоящего Положения внесены изменения

15. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Свидетельство не может быть выдано в форме электронного документа.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 16 изложен в новой редакции

16. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 7 декабря 2016 г. N 656 пункт 17 изложен в новой редакции

17. Формы справки о законном пребывании лица на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства, а также свидетельства и ходатайства о предоставлении лицу политического убежища Российской Федерацией устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Политическое убежище в РФ и экстрадиция

Политическое убежище в РФ.

Вопрос предоставления политического убежища регламентирован Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями на 12 июля 2012 года). Указ несколько устаревший, зато простой.

Когда политическое убежище невозможно получить.

В данном Указе наиболее интересным является пункт 5, которым запрещено предоставлять политическое убежище в случаях (если попросту – документам не дается ход):

политическое убежище в Крыму

Политическое убежище в РФ.

Вопрос предоставления политического убежища регламентирован Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями на 12 июля 2012 года). Указ несколько устаревший, зато простой.

Когда политическое убежище невозможно получить.

В данном Указе наиболее интересным является пункт 5, которым запрещено предоставлять политическое убежище в случаях (если попросту – документам не дается ход):

  • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

Преступлением в РФ является любое деяние, ответственность за которое установлено Уголовным кодексом (ст. 14 УК РФ). Например, спекуляция не является преступлением в РФ и приговор другой страны не позволит применить данный пункт для отказа. А вот убийство – позволит. Виновным признается лицо, только после вынесения в отношении него приговора (ст. 49 Конституции РФ).

Действия, противоречащие целям принципам ООН в широком смысле являются деяниями посягающие на принципы и цели ООН установленные ст. 1 и ст. 2 Устава ООН.

С учетом широких и общих терминов целей и принципов Организации Объединенных Наций, рамки этой категории деяний (против целей и принципов ООН) довольно неясны и должны поэтому толковаться в их узком смысле. Действительно, эта категория преступлений рассматривается редко, и во многих случаях применяются положения Статьи 1F(а) или 1F(b). Положения Статьи 1F(с) применяются только в исключительных обстоятельствах, когда проводимая деятельность подрывает саму основу существования мирового сообщества. В эту категорию преступлений входят преступления, способные повлиять на международный мир, безопасность и мирные отношения между государствами, а также серьезные и устойчивые нарушения прав человека. С учетом того факта, что Статьи 1 и 2 Устава ООН особо выделяют основные принципы, которыми государства должны руководствоваться в своих отношениях, оказывается, что в принципе только лица, обладающие властью в государстве или субъекте, схожим с государством, способны на совершение таких деяний. В случае какого-либо террористического акта, правильное применение Статьи 1F(с) должно основываться на оценке того, в какой степени этот акт посягает на международную стабильность – в смысле его тяжести, воздействия на международную обстановку, международный мир и безопасность.

Наличие в составе такого деяния нарушения принципов и целей ООН, разумеется, должно быть доказано соответствующим судебным актом либо из самого акта должно быть понятно, что преступления направлено против мира либо человечества и т. п., ради чего, собственно ООН и была создана.

  • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации.

В данном пункте все понятно, см. ст. 14 УК РФ. Любой суд, приговоривший человека к сроку, на территории РФ автоматически исключает возможность на получение политического убежища.

  • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование.

В данной ситуации могут быть определённые сложности с наличием преследования на территории страны, где лицо побывало до въезда в РФ. Например, Новая Зеландия, дает политическое убежище, для приговоренного в Литве. После получения убежища в Новой Зеландии, в РФ ту же процедуру пройти не получится. Вместе с тем, если в Новой Зеландии отказали в выдаче убежища или аннулировали статус существующего по мотивам привлечения к ответственности (начала экстрадиции и пр.), имеет смысл доказывать факт преследования и на этом основании получать убежище в РФ.

  • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

Перечень стран с демократическими институтами ежегодно утверждает МИД РФ. Данный список закрыт для всеобщего обозрения, во всяком случае, на сайте МИД РФ его нет. В деле Э. Сноудена о предоставлении политического убежища в России, страной преследования были США. Можно сделать вывод, что штаты не относятся к развитым демократическим странам по мнению РФ, если американским гражданам Россия готова предоставить убежище. Данный пункт является наиболее частой причиной отказа ФМС в приеме (обработке) документов для предоставления политического убежища.

  • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации “О беженцах”.

К безвизовым странам относятся Украина, Беларусь, Казахстан, Турция, Бразилия и прочие. Безвизовый статус устанавливается соглашением между странами.

  • лицо представило заведомо ложные сведения;

Предоставление заведомо ложных сведений (327 УК РФ) – намеренное искажение информации в анкете, заявлении о предоставлении убежища и пр. должны быть исключены заявителем.

  • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

Классическая ситуация – Украина, Россия, Израиль. Если человек имеет три паспорта и преследуется только в одной из этих стран – получить убежище в РФ невозможно.

  • лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Читайте также:  Восхитительный музей Пергамон: достопримечательность Германии

На этом основании невозможно получить статус беженца, временное убежище или политическое, поскольку само основание для предоставления политического убежища (преследование) отсутствует. Голодных и в России хватает.

Процедура предоставления политического убежища в России.

Лицо, желающее получить статус политического беженца обязано в течение 7 дней с момента прибытия в РФ подать в территориальный орган ФМС ходатайство в письменном виде. В ходатайстве указываются мотивы по которым лицо просит предоставление убежища и автобиографические данные.

На момент рассмотрения ходатайства лицу выдается справка, которая является основанием для законного нахождения лица на территории РФ.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется ФМС (Федеральной миграционной службой), которое после получение заключений в месячный срок от МВД, ФСБ и МИД РФ направляет ходатайство о предоставлении политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Заключение комиссии подшивается к делу, которое лично рассматривает Президент РФ.

Убежище предоставляется на основании Указа Президента РФ, который вступает в силу со дня его подписания.

Далее политический беженец (как и его семья) получают свидетельство и вид на жительтсво.

Экстрадиция иностранца (на примере Литовской Республики)

В данном случае рассматривается иностранный гражданин, с приговором на территории государства, гражданином которого он является.

Вопрос о применении экстрадиции (выдачи лица для отбывания наказания) разрешается в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 25 июня 2001 г.

В соответствии с указанным соглашением решение о передаче принимается Генпрокуратурой РФ, которая может отказать в передаче осужденного. Хотя оснований для отказа не так много, среди них есть замечательное основание, установленное пп. 2 п.1 ст. 4 Договора:

«Передача осужденного в порядке, предусмотренном настоящим Договором, не производится, если не получено согласия осужденного, а в случае его неспособности свободно изъявить свою волю из-за возраста, физического или умственного состояния, согласия его законного представителя.»

Как этот пункт применяется на практике сложно сказать. Вероятнее всего, его применяют, когда заключенный латвиец в РФ просится в более гуманную латвийскую тюрьму.

Вместе с этим, глава 55 УПК РФ предусматривает выдачу иностранного гражданина на основании запросов компетентных органов иностранного государства (суд, исполнительная власть и пр.). От воли осужденного в данном случае ничего не зависит.

Российский суд, который решает вопрос об экстрадиции, может отказать в выдаче, если сочтет, что давность привлечения к ответственности за деяния прошла или деяние не является преступлением в понимании российского уголовного права и некоторых других основниях.

Как получить политическое убежище в России в 2020 году

Помимо статуса временного убежища, беженства и вынужденного переселения, в России действует такой гуманитарный статус как политическое убежище. Лицо, оформившее данный статус, как и в прочих случаях, может находиться на территории страны легально. Из данной статьи вы узнаете, что такое политическое убежище, кто может на него претендовать, кто не имеет на него права, какими правами обладает получатель статуса политического убежища, как получить политическое убежище в России, куда обращаться, какие понадобятся документы и процедуры, как долго действует статус.

Что понимается под политическим убежищем

Важно! Каждый человек имеет право на поиск убежища на территории иностранных государств в случае преследования его в стране постоянного пребывания. Такое право закреплено за гражданами статьей 14 Всеобщей декларации прав человека.

Политическое убежище – статус иностранца/апатрида на территории иностранного государства, который установлен Конституцией и предполагает возможность легального пребывания в России. При этом исключается экстрадиция иностранца властям его родной страны, даже если поступит запрос на его выдачу. ООН предупреждает, что отказ в выдаче иностранца/апатрида, получившего политическое убежище, не может рассматриваться как провокация или недружелюбный акт.

Политическое убежище может быть предоставлено только в том случае, если человек преследуется на Родине за участие в какой-либо общественной деятельности или в силу политическим мотивов.

Как получить политическое убежище в России – кто имеет право на политическое убежище

Важно! Если заявителю будет одобрено прошение о предоставлении политического убежища, правом на пребывание в России будут наделены также все члены его семьи, причем согласия на проживание в РФ малолетних не требуется.

Чтобы ходатайство о предоставлении политического убежища было удовлетворено, заявитель должен отвечать всем перечисленным ниже требованиям:

  1. Он должен являться иностранным гражданином или апатридом.
  2. Он должен находиться в поисках убежища вне территории страны постоянного пребывания или своей принадлежности из-за реальной угрозы или преследований.
  3. Ему должна угрожать опасность в силу того, что он занимается определенной политической деятельностью или обладает нетрадиционными политическими убеждениями.
  4. Его деятельность и убеждения не идут вразрез с демократическими принципами.
  5. Преследование ведется в отношении только его самого или его и семьи, но не имеет массового характера.

По каким причинам может быть отказано в предоставлении политического убежища

Прошение о предоставлении права на пребывание в России на основании политического убежища будет отклонено, если:

  • заявитель не хочет возвращаться в страну своей принадлежности по каким-либо причинам, не связанным с политическими гонениями;
  • у иностранца оформлено гражданство третьей страны, куда он мог бы уехать;
  • иностранное лицо в попытке заполучить статус предоставил о себе ложные сведения;
  • иностранец приехал в Россию из страны, с которой у РФ заключено соглашение о безвизовом въезде;
  • заявитель прибыл из страны, с которой у России различные демократические институты;
  • не имеется никакой реальной угрозы в стране принадлежности;
  • лицо привлекалось (или расследование ведется в настоящий момент) к уголовной ответственности в России;
  • заявитель претерпевает гонения из-за поступков, которые в России рассматриваются как преступления (или если деяния противоречат принципам ООН).

Как получить политическое убежище в России – куда обращаться

Как и во всех иных случаях, связанных с узакониванием гуманитарного статуса в России, иностранцы и апатриды, желающие получить в РФ политическое убежище, должны подавать прошение в территориальных отделения Министерства внутренних дел – ГУВМ МВД. Данный орган власти уполномочен на первичное рассмотрение прошения, на помощь в составлении ходатайства и на принятие решения о принятии заявления к изучению.

Далее, если ходатайство было принято, дело передается на рассмотрение Главного управления по вопросам миграции МВД. Заключение по делу запрашивается у Министерства иностранных дел (МИД), также участие в принятии решения принимает Федеральная служба безопасности. В итоге результаты изучения материалов направляются обратно в Главное управление Министерства внутренних дел, где составляется заключение по делу.

Если решено было удовлетворить прошение иностранца, бумаги передаются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Последней инстанцией в рассмотрении вопроса становится сам Президент РФ – глава государства издает Указ.

Как получить политическое убежище в России – подача ходатайства

Важно! Ходатайство о предоставлении политического убежища пишется на русском языке. Документ составляется на имя Президента РФ.

Ходатайство о предоставлении политического убежища должно быть составлено по унифицированной форме (см. Приложение №1 к Административному регламенту). В частности, в документе в обязательном порядке должны быть сообщены личные данные о заявителе, сведения о гражданской принадлежности, номера документов, информация о членах семьи и наличии их согласия на проживание в России.

Позаботиться о подаче ходатайства необходимо в течение 7 дней после пересечения границы России или обнаружения препятствий к выезду в страну принадлежности. При себе необходимо иметь:

  • удостоверение личности (общегражданский паспорт, загранпаспорт, ID-карта и т.д.);
  • разрешение на временное проживание или вид на жительство (для апатридов);
  • 2 фото (если фотографий нет, их можно сделать прямо в отделении ГУВМ МВД).

По месту подачи прошения будет также проведена дактилоскопия (снятие отпечатков пальцев). Будет также проведен индивидуальный опрос, по итогам которого сотрудник ГУВМ МВД заполнит опросный лист и анкету.

Какими правами обладают носители статуса политического убежища

Важно! Свидетельство о предоставлении политического убежища предоставляется на бессрочной основе – прекратить действие статуса можно, когда не будет причин для пребывания под защитой РФ.

Обладатели свидетельства о предоставлении политического убежища наделены следующими правами:

  • правом на участие в гос. программах;
  • правом на обращение в поликлиники за бесплатной помощью квалифицированных врачей;
  • правом на открытие собственного дела;
  • правом на обучение в российских ВУЗах;
  • правом на поиск работы и заключение трудового договора.

Экспертное мнение к вопросу о том, почему иностранец может лишиться статуса политического убежища

Сотрудники Комиссии по вопросам гражданства при Президенте решают вопрос о лишении человека политического убежища на основании заключения ГУВМ МВД, МИД и ФСБ. Утрата статуса последует после выявления следующих обстоятельств:

  • выдворения из страны иностранца требует гос. безопасность;
  • иностранец занимается деятельностью, которая противоречит принципам ООН;
  • иностранец совершил уголовное преступление и был осужден;
  • заявитель уехал обратно в родную страну по собственному желанию;
  • иностранец решил уехать на ПМЖ в третью страну;
  • иностранный гражданин сам заявил о своем желании отказаться от политического убежища;
  • иностранец вступил в гражданство РФ или гражданство третьей страны.

Законодательные акты по теме

ст. 14 Всеобщей декларации прав человекаО правовом статусе политического убежища
Декларация о территориальном убежище (принята в Генассамблее ООН от 14.12.1967)Закрепление прав на политическое убежище в РФ и иных странах-членах ООН
ст. 63 Конституции РФО предоставлении политического убежища на территории России
Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746Порядок предоставления заявителям статуса политического убежища
Приказ ФМС от 05.12.2007 № 451Порядок предоставления политического убежища с точки зрения оформления документов миграционной службой

Типичные ошибки

Ошибка: Иностранец не стал подавать ходатайство о предоставлении политического убежища, поскольку у него не было документов, удостоверяющих его личность.

Комментарий: Отсутствие документов у заявителя не является основанием для отказа в предоставлении политического убежища – личность иностранца будет установлена путем отправки запросов в компетентные органы сотрудником МВД.

Ответы на распространенные вопросы о том, как получить политическое убежище в России

Вопрос №1: Какими правами на территории России обладает иностранец или апатрид, получивший политическое убежище?

Ответ: Лицо, получившее в России политическое убежище, наделено теми же правами, что и граждане страны. Исключением являются лишь права, которыми невозможно наделить иностранцев и апатридов в силу их правового положения – им нельзя выдвигать себя на руководящие должности в государственных учреждениях, голосовать на выборах, производить некоторые процедуры, связанные с владением земельными участками.

Вопрос №2: Какие установлены сроки рассмотрения ходатайства о предоствлении политического убежища?

Ответ: Конкретные сроки не установлены в силу того, что Комиссия по вопросам гражданства РФ при Президенте и сам Глава государства не ограничены во времени. Что касается ГУВМ МВД, ФСБ, МВД и МИД, то они обязаны дать заключение не позднее чем через месяц после направления им материалов дела. Органы УВМ передают документы упомянутым органам в течение 5 дней после получения ходатайства от иностранца.

Предоставление политического убежища в России

Довольно часто иностранцы запрашивают политическое убежище в России, которое регулируется законами. Претендовать на такой статус году могут жители страны, которые считают, что им на родине угрожают, преследуют по политическим мотивам или же они становятся жертвами насилия.

Как выглядит Документ о временном убежище

Стать обладателем документа, который подтвердит политическое убежище, можно только на основании решения, принятого Президентом России. При этом учитываются интересы государства, обстановка в регионе и мире.

Кто становится политическим мигрантом

Если глава государства подписывает указ о том, что конкретному человеку необходимо предоставить убежище, тогда иностранец получает право на переезд в Россию. Просить политического убежища в 2020 году могут следующие категории граждан:

  • Иностранцы или апатриды, которые могут стать или уже стали жертвами преследования или преступления.
  • Лица, преследуемые за убеждения и взгляды в рамках демократических свобод.

Как получить политическое убежище в России

Временное убежище выдается не только просителю, но и его родным, если получено их согласие. Его не нужно получать только малолетним детям.

Не имеют права обращаться за политическим убежищем такие группы иностранцев:

  • Приехавшие из страны, с которой РФ подписала договор о безвизовом режиме.
  • Не желающие ехать домой по экономическим и другим причинам, далеким от политических преследований.
  • Привлеченные к уголовной ответственности в России.
  • Представившие ложные показания или обладающие гражданством другой страны.
  • Приехавшие из стран с высоким уровнем развития демократии или из государств, где им опасность не угрожает.
  • Преступники, в том числе и международные.

Также читайте статью «Чем отличается статус беженца от временного убежища» на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

Иностранцы, получившие временное убежище в Российской Федерации, должны следовать определенным правилам и выполнять принятые обязательства. Кроме того, таким беженцам разрешено пользоваться правами, которыми обладают россияне. Запрещено лицам без гражданства и другим людям, пользующимся политическим убежищем в России, участвовать в выборах, занимать госдолжности, владеть землей.

Важные документы

Российское законодательство установило четкую процедуру оформления бумаг. Процесс того, как получить политическое убежище в России, предусматривает прохождение следующих этапов в 2020 году:

  • Поход в миграционную службу.
  • Подачу ходатайства (скачать бланк ходатайства).

Анкета ходатайствующего о политическом убежище

В первую очередь иностранцы должны составить письменное ходатайство на русском языке. Обычно это делает сам проситель. Если он не может сделать этого по ряду причин, то составлением ходатайства занимается сотрудник территориального органа по вопросам миграции.

К ходатайству прилагаются следующие бумаги:

  • Паспорт или документ, подтверждающий личность человека. К нему нужно представить копии всех страниц, которые заполнены.
  • Диплом об образовании.
  • Трудовую книжку (если она есть).
  • Две черно-белые или цветные фотографии размером 3,5 на 4,5 см. Запрещено фотографироваться в головном уборе, только если это не обязательный элемент приверженца той или иной религии. Таковой не должен закрывать лица, глаз.
  • Анкета, составленная по результатам опроса. Иногда проводятся индивидуальные собеседования.
  • Результаты дактилоскопии.
  • Свидетельства о браке и рождении детей.
  • Копию миграционной карты.(Скачать образец заполнения)

образец заполнения Миграционной карты России

Перед подачей ходатайства и других документов необходимо пройти медкомиссию и получить сертификат от врача о том, что человек здоров.

Все бумаги подшиваются в отдельную папку, делу присваивается номер. Если ходатайство принято, то человек должен получить справку, позволяющую временно находиться в России.

Бумаги, которые оформляются в день подачи

В день подачи бумаг в миграционную службу каждый иностранец или лицо без гражданства обязаны пройти дактилоскопическую экспертизу, собеседование и опрос. Данные процедуры оговорены в специальном регламенте, который применяется для ищущих убежище в России.

Результаты дактилоскопии регистрируются и вносятся сотрудником службы в компьютер, куда обратился для подачи ходатайства человек. Полученная информация необходима для внесения гражданина другой страны в специальную базу данных.

После дактилоскопии человека отправляют на анкетирование и собеседование, которое проводится в индивидуальном порядке. Опрос включает в себя выяснение обстоятельств у просителя, которые заставили его искать политическое убежище в РФ. (скачать опросный лист)

А также собираются следующие данные:

  • Информация о самом заявителе и его семье.
  • Месте, где ранее жил человек.
  • Сведения по документам.
  • Обстоятельства въезда в Российскую Федерацию.
  • Получения или попыток получить гуманитарные статусы в других государствах мира.

Ответы вносятся в анкету, форма которой утверждена на законодательном уровне. Следом иностранец должен пройти опрос, результаты которого записываются в опросный лист.

Органы, принимающие документы

  • Миграционный отдел, который расположен по месту пребывания иностранцев. Это могут быть управления, занимающиеся вопросами миграции в том или ином населенном пункте при УМВД. Сотрудники таких организаций уполномочены принять документы от заявителя и отправить бумаги на дальнейшее рассмотрение.

Вывеска миграционного отдела при УМВД

Главное управление по вопросам миграции МВД России. (ГУВМ МВД России)

Многие заявители пытаются уточнить при подаче бумаг, сколько времени занимает процедура рассмотрения документов и удовлетворения или отклонения ходатайства. На законодательном уровне не установлены конкретные сроки рассмотрения прошений от иностранцев. Есть несколько важных сроков, на которые нужно обратить внимание:

  • Территориальные органы УМВД обязаны рассмотреть документы в течение пяти дней и решить, передавать или нет их дальше.
  • Министерства и другие учреждения обязаны выдать заключения по иностранцу не позже одного месяца.
  • Комиссия, которая занимается вопросами гражданства при Президенте РФ, и сам глава государства изучают прошения столько, сколько нужно. Сроки законом не оговариваются и не регламентируются.

Лица без гражданства, как и беженцы, обязаны в течение семи дней с момента въезда в страну или обстоятельств, мешающих вернуться на родину, встать на учет в территориальное отделение УМВД.

Положительные результаты

Заявители на политическое убежище уведомляются органами, занимающимися вопросами миграции, о принятии их прошения. Сделать это сотрудники учреждения обязаны в течение семи дней после выхода Указа Президента. Вместе с иностранцем временное убежище получают члены его семьи, если согласны на переезд в РФ.

Граждане другой страны должны получить свидетельство, подтверждающее факт предоставления политубежища. На завершающем этапе территориальное отделение УМВД обязано оформить иностранцу и членам его семьи вид на жительство.

Вид на жительство в России

Как только человек получает от миграционной службы свидетельство о временном убежище, его национальный паспорт забирают и хранят в органе исполнительной власти, который расположен по месту проживания беженца.

Лица, получившие политубежище, могут устраиваться на работу, учиться, обращаться за медицинской помощью, заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в государственных программах. При этом обязаны придерживаться правил проживания в России, не нарушать законодательство, не угрожать общественному и государственному строю.

Также читайте статью «Прием на работу украинцев со статусом временного убежища» на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

При наличии свидетельства о предоставлении политического убежища иностранец и члены его семьи обязаны оповещать органы миграции о любых переменах в своей жизни. Это касается изменения фамилии, места жительства, получения гражданства РФ.

Получен отказ, что делать?

Когда гражданин другого государства не получает желаемого ответа, то должен либо выехать с территории страны, либо урегулировать свое пребывание в России, согласно законодательству. В зависимости от того, к какой категории просителей относится человек, такой и будет порядок пребывания в Российской Федерации.

Также читайте статью «Депортация украинцев из России» пройдя по данной ссылке.

Сколько действует статус?

Человек получает временное убежище сроком на один год. Потом вынужденные мигранты имеют право подать ходатайство повторно, если считают, что в родной стране им будут угрожать преследования. Или там конфликт, который будет угрожать их жизни.

Подробнее читайте статью «Продление временного убежища в России» на нашем сайте пройдя по данной ссылке.

Могут ли украинцы пользоваться временным убежищем?

В последние несколько лет участились случаи обращения граждан Украины и Беларуси в органы миграции РФ с просьбой не просто поставить на миграционный учет, а предоставить убежище.

Для украинцев в 2020 году предусмотрен общий порядок оформления ходатайства на политическое убежище, а в дальнейшем предоставления российского гражданства. В первую очередь, украинцы, въехавшие в РФ со стороны своего государства или третьей страны, должны иметь 100 % доказательства и мотивы смены места жительства.

Сразу же после приезда гражданам следует обратиться в миграционную службу, которая находится там, где иностранцы остановились. Ее сотрудник объяснит, какие документы нужно собрать, в какие сроки происходит оформление убежища, когда ответы положительные и отрицательные.

Украинцы проходят стандартную процедуру получения убежища в России. Часто бывает так, что каких-то документов у лиц без гражданства или вынужденных мигрантов нет. В этом случае процесс затянется, но не становится поводом не подавать ходатайство или сдавать отпечатки пальцев.

У граждан Украины, как и у других иностранцев, есть право получить не политическое убежище, а статус беженца. Все зависит от причин миграции в Россию. Если свидетельство о временном убежище действует всего один год, то удостоверение беженца — три.

И в первом, и во втором случае граждане Украины могут подавать бумаги на продление статуса.

Лагерь украинских беженцев в Ростовской области

В Российской Федерации действует как национальное законодательство по защите граждан других стран, которые обращаются к российским властям с просьбой о политическом убежище, так и международные акты. Законодательная база и четкая процедура сокращают ожидание иностранцев и создают для них условия личной защиты, возможности жизни в России.

О получении гражданства РФ для беженцев из Украины можно узнать пройдя по данной ссылке.

От заявителей требуется строго соблюдать все процедурные моменты, вовремя отмечаться в миграционной службе, сообщать об изменениях в работе, личных данных. Если заявители нарушают правила или процесс того, как получить политическое убежище в России, то этот статус могут аннулировать и попросить выехать из РФ. В особо тяжелых ситуациях, когда человек нарушает криминальное или уголовное законодательство, его арестовывают и судят по законам РФ.

Кто и как может получить политическое убежище в России

Наряду с иными гуманитарными статусами, которые могут получить иностранцы на территории РФ, в силу ограниченного круга причин им также может быть предоставлено политическое убежище. Как и в других случаях, оно предоставляется по результатам обращения субъекта и является основанием для законного пребывания на территории России. Вместе с этим порядок получения политического убежища, в контексте ограниченного перечня оснований, сложен.

Понятие политического убежища

По сути, политическое убежище – это закрепленный Конституцией статус иностранного гражданина или апатрида, обладатель которого имеет законное право на въезд и пребывание на территории России.

Право искать укрытия на территории других стран в силу преследования закреплено за каждым человеком в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, поэтому право просить политического убежища дается иностранцам большинством конституций стран мира.

Нужно понимать, что такое политическое убежище в России является гарантией для иностранца в том, что его не выдадут властям страны гражданской принадлежности или пребывания (если он апатрид), даже если та запросила экстрадицию.

Отказ в экстрадиции в силу такого статуса в трактовке ООН не может рассматриваться как недружелюбный акт. Однако вместе с этим на обладателя статуса возлагается перечень обязанностей, выполнять которые он обязано беспрекословно: в противном случае это чревато утратой предоставленного убежища.

Понятие политического убежища следует отличать от понятий временного убежища и статуса беженцев. В то время как последние два могут быть предоставлены в силу обоснованной угрозы преследования по этническим, национальным, языковым, расовым и иным мотивам или же в результате гуманных побуждений, первое затрагивает исключительно политические мотивы и общественную деятельность.

Законодательная база

Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.

Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.

Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.

Обратим внимание, что еще в 2015 году ФМС разработала проект ФЗ о политическом убежище. Данным документом предлагалось собрать воедино и упорядочить основания и порядок предоставления гуманитарных статусов, регламентировать порядок создания центров временного размещения, закрепить единым документом права и обязанности лиц, находящихся в поисках укрытия на территории РФ, а также такие новеллы, как «очевидно необоснованное заявление о предоставлении убежища» и «заявление, носящее характер злоупотребления». Однако по прошествии двух лет документ так и не был принят.

Лица, претендующие на политическое убежище

Основания для предоставления политического убежища закреплены нормами п. 2 Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно ему, убежище может быть предоставлено иностранцу или апатриду, который ищет укрытия за пределами страны своей принадлежности или пребывания в силу преследования или обоснованной угрозы стать жертвой преследования, которое обусловлено общественно-политической деятельностью и убеждениями.

При этом политическое убежище может быть предоставлено лицу, преследуемому лишь за те убеждения и общественные позиции, которые не противоречат демократическим принципам, и лишь в том случае, если преследование прямо направлено на это лицо, то есть не имеет массового характера.

Обратим внимание, что убежище предоставляется всем членам семьи лица, которое получает укрытие, если они согласны с поданным им прошением. Согласие от малолетних лиц не требуется.

Кому не предоставят убежище

Пунктом 5 Положения определен перечень лиц, которым право политического беженца не может быть предоставлено. В число таких субъектов входят лица:

  • преследуемые за деяния, квалифицируемые в РФ как преступление или противоречащие принципам ООН;
  • привлекаемые или привлеченные к уголовной ответственности на территории РФ;
  • прибывшие в РФ с территории страны, в которой им не грозят преследования;
  • прибывшие в РФ из страны, имеющей развитые демократические институты;
  • прибывшие в РФ из стран, с которыми у РФ безвизовый режим;
  • предоставившие неправдивые сведения;
  • имеющие гражданство третьей страны, где это лицо не преследуется;
  • не желающие вернуться в свою страну по экономическим, продовольственным и иным причинам, не связанным с политическими преследованиями.

Права и обязанности лиц, получивших убежище

Согласно п. 4 Положения, лица, получившие в РФ политическое убежище, обладают теми же правами и обязанностями, что и россияне, за исключением ограничений, установленных для иностранцев и апатридов на территории РФ в силу их правового положения. Такие исключения, в частности, касаются избирательных прав, занятия конкретных государственных должностей, отдельные ограничения в праве собственности, касающиеся владения землей.

Порядок предоставления политического убежища

Порядок предоставления политического убежища Российской Федерацией определен Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997, а также Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС № 451 от 05.12.2007. Указанные нормативные акты предусматривают поэтапное прохождение установленных законом процедур, включающих в себя обращение в миграционные органы и подачу ходатайства, анкетирование и собеседование, прохождение медосмотра и дактилоскопической экспертизы.

Куда следует обращаться

Чтоб определить, кто в России решает вопрос о предоставлении политического убежища, необходимо обратиться к разделу II Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно п. 8 Положения и п. 25 Административного регламента, иностранцы, желающие получить указанный статус, обращаются в территориальный миграционный орган по месту своего пребывания. В субъектах федерации это управления по вопросам миграции УМВД в областях и подконтрольные им территориальные подразделения. Однако данный орган проводит лишь первичные процедуры и принимает решение о принятии обращения лица к рассмотрению.

В дальнейшем, в соответствии с пп. 36, 37 Административного регламента, решение вопросов предоставления политического убежища осуществляет Главное управление по вопросам миграции МВД, куда материалы направляются территориальными подразделениями.

ГУВМ рассматривает обращения и запрашивает заключения по этому вопросу в Министерстве иностранных дел, Министерстве внутренних дел и Федеральной службе безопасности. Заключение ГУВМ основывается на заключениях других органов и представленных заявителем материалах.

В случае положительного заключения все необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Согласно п. 11 Положения, комиссия рассматривает все поступившие материалы, вносит свои предложения и передает их Президенту РФ, ведь предоставление политического убежища в РФ относится к компетенции именно Президента. Все дальнейшие решения принимаются именно им, а предоставление убежища фиксируется указом Президента.

Обратим внимание, что конкретные сроки рассмотрения законом не предусмотрены, однако территориальные органы УВМ должен принять решение и передать обращение в течение 5 дней, а ГУВМ, ФСБ, МВД и МИД дают свои заключения на протяжении месяца. Сроки рассмотрения вопроса Комиссией при Президенте и самим Президентом законом не регламентированы.

Как подается ходатайство

То, как попросить политического убежища в РФ, определено в п. 8 Положения и п. 25 Административного регламента. Согласно им, иностранцы и апатриды, желающие получить политическое убежище, обращаются в вышеуказанные органы посредством подачи ходатайства.

Указанное ходатайство не может быть подано в свободной форме или форме электронного документа – требуемая форма определена Приложением №1 к Административному регламенту. В документе указываются анкетные данные, данные о гражданстве и личных документах, данные о членах семьи и их отношении к ходатайству, а также собственно просьба предоставить политическое убежище.

Как установлено п. 22 Административного регламента, заполнение формы осуществляется на русском языке, поэтому, если заявитель не может заполнить его самостоятельно, оно заполняется компетентным сотрудником миграционных органов. Документ подается на имя Президента РФ лично самим заявителем.

Сроки подачи ходатайства

Согласно п.п. 19, 25 Административного регламента и п. 8 Положения, ходатайство подается иностранцами и апатридами в течение недели с момента прибытия в РФ или возникновения обстоятельств, которые препятствуют выезду в страну принадлежности. Однако каких-либо санкций за нарушение этого срока указанными НПА не предусмотрено.

Пакет документов

Лица, желающие получить политическое убежище в России, согласно п. 14 Административного регламента, при подаче ходатайства обязаны предоставить:

  • паспорт иностранного государства либо иной документ, удостоверяющий личность;
  • документ, удостоверяющий личность апатрида, или РВП, или ВНЖ, полученные в РФ;
  • две личные фотографии.

Фотографирование при наличии технической возможности может производиться непосредственно в миграционных органах.

Отсутствие документов, удостоверяющих личность, не является основанием для отказа в приеме ходатайства. В таком случае заявитель объясняет причину отсутствия документов и подтверждает свою личность иными способами, в том числе свидетельскими показаниями.

Обратим внимание, что согласно п. 26 Административного регламента, заявитель вправе представить компетентным органам любые другие документы, которыми он обоснует свое прошение предоставить убежище.

Дактилоскопическая экспертиза

Согласно п. 31 Административного регламента, после подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации, которая заключается в предоставлении отпечатков пальцев. Указанная регистрация проводится сотрудниками миграционных органов по месту подачи ходатайства.

Опрос и собеседование

Кроме прочего, схема предоставления политического убежища в РФ предусматривает проведение анкетирования и индивидуального собеседования с заявителем. Опрос с заполнением анкеты, согласно п. 27 Административного регламента, проводится сразу после подачи ходатайства.

Анкета является составной частью ходатайства – в ней отображаются:

  • обстоятельства, которые породили мотивы для обращения;
  • автобиографические сведения, касающиеся самого заявителя и членов его семьи;
  • прежние места проживания;
  • данные о документах лица; обстоятельства въезда на территорию РФ;
  • факты представления гуманитарных статусов другими государствами.

Анкета должна соответствовать форме, установленной Приложением №1 к ходатайству, утвержденному Административным регламентом.

После заполнения анкеты и перерыва проводится индивидуальное собеседование, результаты которого фиксируются в опросном листе. В нем, в частности, отражаются вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя, а также ответы на эти вопросы. Опросный лист должен соответствовать форме, установленной Приложением № 2 к ходатайству, утвержденному Административным регламентом.

Свидетельство

По результату рассмотрения ходатайства в территориальных управлениях УВМ, ГУВМ, МИД, МВД, ФСБ, Комиссии по вопросам гражданства и Президентом выносится решение, в результате которого президент подписывает соответствующий указ о предоставлении убежища или отклоняет ходатайство.

В случае предоставления статуса, согласно п. 39 Административного регламента, лицу выдается свидетельство о предоставлении политического убежища. Оно заполняется в соответствии с требованиями регламента по форме, установленной Приложением № 5 к Административному регламенту.

Срок действия статуса

Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление убежища, не регламентируют сроков действия данного статуса. В силу этого логично предположить, что политическое убежище в России для граждан Украины и других стран предоставляется бессрочно – до появления обстоятельств, свидетельствующих об устранении причин его предоставления.

Что делать после получения убежища

Как уже сказано, лица, которым предоставлено политическое убежище, обладают равными с россиянами правами, за исключением ограничений, предусмотренных российским законодательством для иностранцев и апатридов. Таким образом, имеющие данный статус лица наделены правом на:

  • трудоустройство,
  • получение образования,
  • реализацию своих предпринимательских способностей,
  • получение медицинской помощи,
  • участие в государственных программах,

иными правами, необходимыми для полноценного обустройства и обеспечения жизнедеятельности на территории РФ.

Утрата и лишение статуса

Основания для утраты убежища установлены нормами п. 6 Положения и п. 41 Административного регламента. Согласно им, иностранец утрачивает статус, если:

  • вернулся в страну принадлежности или пребывания;
  • выехал для постоянного проживания в третью страну;
  • добровольно отказался от статуса;
  • приобрел гражданство РФ или другой страны.

Утрата политического убежища определяется Комиссией при Президенте РФ на основании представления ГУВМ и заключения МИД и ФСБ.

Кроме того, лицо может быть лишено статуса принудительно, если:

  • этого требует государственная безопасность;
  • лицо занимается деятельностью, противоречащей принципам ООН;
  • лицо совершило преступление и осуждено за это.

Лишение статуса оформляется указом Президента РФ.

Самые простые способы получения российского гражданства: Видео

Беженцы высокого полёта. Кто искал политического убежища в России?

14 апреля умерла вдова бывшего президента Югославии Слободана Милошевича Мира Маркович. Последние годы жизни он провела в России. Сюда она переехала в 2003 году, после того как сербские власти арестовали и передали международному Гаагскому трибуналу Милошевича. Маркович объявили в международный розыск, однако Москва отказалась выдать женщину. В 2006 году она и её сын получили статус беженцев.

Маркович не единственная из сербских политических деятелей, кто искал убежища в России. Кроме нее сюда переехал близкий к Милошевичу бизнесмен Боголюб Карич, которого на родине обвиняли в хищении денег. Сербские СМИ писали, что в России долгое время жил бывший президент Сербской Краины Горан Хаджич: в конце концов его задержали в Сербии в 2011 году.

Вся украинская рать

В феврале 2014 года президент Украины Виктор Янукович и часть его окружения были вынуждены бежать от победившего Майдана в Россию. Впервые здесь он объявился в Ростове-на-Дону, потом, как говорят осведомленные источники, поселился на даче в Барвихе под Москвой. По распоряжению президента России Владимира Путина ему была предоставлена госохрана. На Украине Януковича приговорили к 13 годам лишения свободы за «госизмену», а из его бывшей резиденции новые власти сделали музей.

В Россию бежали многие близкие к Януковичу чиновники: бывший премьер-министр Николай Азаров, экс-глава МВД Виталий Захарченко, экс-глава Нацбанка Сергей Арбузов, бывший руководитель президентской администрации Андрей Клюев и другие. Против абсолютного большинства из них на родине возбудили уголовные дела, поэтому сейчас дорога обратно им закрыта. Но и Азаров, и Захарченко, и многие другие оптимистично уверяют, что рано или поздно вернутся домой.

Идеалист-одиночка

Летом 2013 года Эдвард Сноуден, молодой успешный сотрудник одной из самых престижных спецслужб мира, живший на Гавайях и получавший $200 000 в год, обрек себя на несколько месяцев скитаний, многолетнее преследование американских властей, расставание с родиной и разлуку с родными. Всё это ради того, чтобы человечество узнало: IT-технологии — это не только благо, но и неусыпное око, с помощью которого спецслужбы США следят за всеми, будь ты канцлер Германии или кассир из магазина.

Сноуден находится в России уже шестой год. Ему было предоставлено политическое убежище. Всё это время он снимает в Москве квартиру (её местоположение не раскрывается по соображениям безопасности), перемещается по городу на метро, покупает продукты в обычном супермаркете. В Россию к нему переехала его девушка Линдси Милс, иногда приезжает отец. В 2017 году в американской прессе ходили слухи, что Россия, дескать, выдаст Сноудена Трампу в обмен на улучшение отношений, но эти сообщения оказались очередными «фейк-ньюс». Наоборот, бывшему агенту АНБ продлили вид на жительство. И как знать, не жалеет ли другой знаменитый разоблачитель современности, основатель Wikileaks Джулиан Ассанж, который сейчас сидит в лондонских застенках, что в качестве своего убежища 7 лет назад он выбрал эквадорское, а не российское посольство.

Из президента в учёные

15 лет находился у власти в Киргизии Аскар Акаев, но в 2005 году масштабные акции протеста, прозванные «Тюльпановой революцией», вынудили его бежать в Россию. Вслед за бывшим президентом сюда немедленно прилетели запросы о его выдаче: на родине против него возбудили уголовные дела. Но обратно пришли только новости об отставке, о которой Акаев официально объявил только в Москве.

На своей второй родине бывший член ЦК КПСС занялся тем, что он оставил после начала политической карьеры: научной работой. Выпускник Ленинградского института точной механики и оптики Акаев устроился на работу в МГУ, был избран иностранным членом Российской академии наук «за выдающиеся исследования в области оптической обработки информации» и до сих пор продолжает заниматься различными социально-политическими исследованиями.

Грузинские интриги

Немало политических беженцев было в России и из Грузии. Когда Эдуард Шеварднадзе взял курс на интеграцию Грузии в НАТО, одним из его главных оппонентов стал министр госбезопасности Игорь Гиоргадзе. Он считал, что страна должна сохранить внеблоковый статус и стать своеобразной «Закавказской Швейцарией». Трения между двумя политиками нарастали. После покушения на Шеварднадзе 29 августа 1995 года Гиоргадзе был освобожден от занимаемой должности. Он уехал в Москву, где опубликовал открытое письмо Шеварднадзе, в котором обличал последнего в коррупции и начале войны в Абхазии. В ответ прокуратура Грузии объявила Гиоградзе в международный розыск по подозрению в покушении на президента. В Москве выдавать политика отказались.

В дальнейшем Гиоргадзе из России финансировал партию «Справедливость», которая вела борьбу против Саакашвили. В 2018 году политик опубликовал документы, которые свидетельствуют о том, что Пентагон мог проводить эксперименты над людьми в Центре Лугара недалеко от Тбилиси.

Другим известным грузинским беженцем стал министр обороны страны Тенгиз Китовани. Он в 1992-1995 гг. создавал отряды, с помощью которых пытался вернуть Сухум под власть Тбилиси. В 1995 году Китовани был арестован за создание незаконных вооруженных формирований и осужден на 8 лет лишения свободы. После освобождения в 1999 году уехал в Москву. Отсюда он не раз выступал с критикой в адрес Шеварднадзе, обвиняя его в диктаторских замашках, потом ругал и Саакашвили. В 2012 году Китовани вернулся на родину. Но возвращение вряд ли было радостным: в 2014 году политика лишили грузинского гражданства.

Иногда они возвращаются

30 августа 1991 года, после роспуска ГКЧП, о своей независимости от СССР объявил Азербайджан. Спустя 9 дней в стране прошли выборы, на которых победил Аяз Муталибов, получивший 98,5% голосов. Впрочем, у власти он оставался недолго. В Нагорном Карабахе уже полыхал военный конфликт между армянами и азербайджанцами. Боевые действия для последних складывались катастрофически. После взятия армянскими войсками города Ходжалы в Азербайджане начался политический кризис. Уже 6 марта 1992 года Муталибов был вынужден объявить об отставке. Через два месяца он попытался вернуть власть, но потерпел неудачу и бежал в Москву.

19 лет между Муталибовым и новыми азербайджанскими властями продолжалось заочное противостояние. В Москву непрерывно шли запросы о выдаче бывшего лидера. Его обвиняли в организации переворота и убийстве мирных жителей во время трагических событий в январе 1990 года. Но зимой 2011 года Муталибов внезапно объявил о возвращении на родину. Перед тем как в августе 2011 года он прилетел в Баку, Муталибов дал много комплиментарных интервью о новом Азербайджане, рассказал, что «республика идет по пути демократии». За 3 года до этого президент Ильхам Алиев набрал на выборах «демократичные» 88% голосов.

Вскоре азербайджанский парламент принял закон, давший Муталибову иммунитет от уголовного преследования. Кроме того, на родине ему установили ежемесячную пенсию в размере 50% от зарплаты действующего президента и гарантировали покрытие различных «представительских расходов».

Добавить комментарий